Проверяемый текст
Мартазанов Хажмурад Магомедович. Культурные основания социальных процессов (Диссертация 2009)
[стр. 110]

Расширение границ применения гуманистического принципа мы можем заметить, к примеру, в том, что если нравственные принципы в прошлом рассматривались преимущественно применительно к отдельным субъектам, то, начиная с XIX века, и особенно теперь, все больше людей обращает внимание на необходимость нравственной оценки деятельности государств, наций и т.д.
Этот же момент проявляется и в применении гуманного отношения не только к «своим», но и к «чужим», зачатки которого встречаются уже в древности, как призыв гуманного отношения не только к свободным, но и к рабам, /например, в философии киников/, как милостивое отношение к поверженному врагу, как принцип гостеприимства, соблюдение которого требовалось не только по отношению к другу или соплеменнику.
Одновременно расширение границ гуманизма и более глубокое его понимание проявляется в требовании гуманного отношения к окружающей природе, в перенесении на всю природу “человеческих” принципов взаимоотношения, при котором в некоторой степени переосмысливается сам принцип гуманизма: от эго-, этно-, антропоцентризма к «благоговению перед
жизнью»106.
Выработка «всечеловеческих» критериев оценки взаимоотношений между людьми происходила в результате длительного, противоречивого, исторического процесса; она явилась его результатом, выкристаллизовалась в различных культурах методом проб и ошибок, выработалась всей практикой человеческого общежития, стало мудростью, единым наследием различных культур.
Эти общие моральные правила являются «транскультурными» и в этом смысле универсальными.

По одновременно за ними должен быть признан статус абсолютности, поскольку содержание их в своей основе достаточно устойчиво; в таком понимании они могут служить реальным критерием оценки человеческой деятельности, человеческого общения.
106 111 Швейцер Л.
Этика и культура.
М.: Прогресс.-1973.-С.343.
[стр. 77]

анства их можно найти в конфуцианстве, учении Упанишад, в различных философских системах, а также и в народном творчестве: пословицах, поговорках, сказаниях.
Сомнительно и стремление свести все содержание общечеловеческих нравственных ценностей к простым нормам морали, трактуемым с позиций их полной неизменности.
Более точно, видимо, это содержание выражено в целом комплексе норм, принципов, идеалов, правил, входящих в понятие гуманизма как нравственного принципа.
Гуманизм как единое человеческое основание культуры в том или ином виде входит практически во все духовные образования, имеет историю развития, проявляющуюся в виде общей направленности, тенденции расширения границ использования этого принципа в человеческой практике, а также в более глубоком осознании самого понятия гуманизма.
Расширение границ применения гуманистического принципа мы можем заметить, к примеру, в том, что если нравственные принципы в прошлом рассматривались преимущественно применительно к отдельным субъектам, то, начиная с XIX века, и особенно теперь, все больше людей обращает внимание на необходимость нравственной оценки деятельности государств, наций и т.д.
Этот же момент проявляется и в применении гуманного отношения не только к «своим», но и к «чужим», зачатки которого встречаются уже в древности, как призыв гуманного отношения не только к свободным, но и к рабам, /например, в философии киников/, как милостивое отношение к поверженному врагу, как принцип гостеприимства, соблюдение которого требовалось не только по отношению к другу или соплеменнику.
Одновременно расширение границ гуманизма и более глубокое его понимание проявляется в требовании гуманного отношения к окружающей природе, в перенесении на всю природу “человеческих” принципов взаимоотношения, при котором в некоторой степени переосмысливается сам принцип гуманизма: от эго-, этно-, антропоцентризма к «благоговению перед
76

[стр.,78]

жизнью»96.
•Выработка «всечеловеческих» критериев оценки взаимоотношений между людьми происходила в результате длительного, противоречивого, исторического процесса; она явилась его результатом, выкристаллизовалась в различных культурах методом проб и ошибок, выработалась всей практикой человеческого общежития, стало мудростью, единым наследием различных культур.
Эти общие моральные правила являются «транскультурными» и в этом смысле универсальными.

Но одновременно за ними должен быть признан статус абсолютности, поскольку содержание их в своей основе достаточно устойчиво; в таком понимании они могут служить реальным критерием оценки человеческой деятельности, человеческого общения.
96Швейцер А.
Этика икультура, М.: Прогресс,-1973.-С.343.
77

[Back]