модификации культурной реальности. Этот фактически надличностный, но не внеличностный уровень сознания конституирует культурное пространство как идентифицируемое. Субъективный мир человека охватывает все уровни сознания: -самосознания до бессознательного. Духовность субъекта, опредмечиваясь в объективном, трансформируется в культурную идентичность. В рамках субъективности сознательное более динамично; бессознательное более консервативна; -субъективность является самостоятельной, созидательной силой, опережающей материальный фактор. Духовное общение развертывается в предметном мире культуры и субъективном мире человека. Оно становится культуросозидающим и индивидуально стратегическим. Реализация человеческой субъективности выступает как культурный процесс воплощения сущностных сил человека, его потенциала, индивидуальной жизненной стратегии созидания и самосозидания. В культурной идентификации следует различать: а) абстрактную цель как стремление к общечеловеческим ценностям, представление о некоем общем идеале; б) конкретную цель как идеальный образ предмета, и будущий результат деятельности. Человек всегда находится в состоянии выбора стратегий для собственного развития и самореализации. Стремление к успеху связано с выбором целей и средств для их достижения, формированием жизненных стратегий. «Жизненный успех» как цель является одной из трудноуловимых, трансцендентных категорий. Ряд понятий, с помощью которых можно объяснить этот феномен тоже не имеют четкого определения. Это связано с мировоззренческими аспектами жизни человека, общечеловеческими ценностями (смысл жизни, свобода, счастье, социальный интерес, образ жизни, ценности, целеполагание и т.п.), которые определяют стратегию как ориентацию, но не решают за человека его проблемы идентификации. 127 |
человека, которая конституирует его деятельность в качестве субъекта. Субъективное не противостоит объективному. Оно само объективно, интенциоиально в том смысле, что принадлежит человеческой телесности и направлено на предметный мир культуры. Составляющие элементы сферы субъективности можно разделить на две основные группы: 1) совокупность чувственно переживаемого (ощущения, эмоциональные образы, представления); 2) субъективные явления и смыслы. Если чувственные феномены даны нам как нечто качественно определенное, локализованное в пространстве и времени, то смыслы даны нам как неявное, неопределенное, внепространственное, безкачественное содержание сферы субъективного. Уровень первой субъективности это деятельность сознания с отражениями, а уровень второй субъективности есть рефлексия сознания, уровень продуцирования идей. Но пространство сознания нс ограничивается только этими уровнями субъективности, оно включает еще высший уровень уровень интенционального как источник и возможность конструирования и модификации культурной реальности. Этот фактически надличностный, но не внеличностный уровень сознания конституируе т культурное пространство как идентифицируемое. Субъективный мир человека охватывает все уровни сознания: от самосознания до бессознательного. Духовность субъекта, опредмечиваясь в объективном, трансформируется в культурную идентичность. В рамках субъективности сознательное более динамично; бессознательное более консервативно-субъективность является самостоятельной, созидательной силой, опережающей материальный фактор. Духовное общение развертывается в предметном мире культуры и субъективном мире человека. Оно становится культуросозидающим и индивидуально стратегическим. Реализация человеческой субъективности выступает как культурный процесс воплощения сущностных сил человека, его потенциала, индивидуальной 121 жизненной стратегии созидания и самосозидания. В культурной идентификации следует различать: а) абстрактную цель как стремление к общечеловеческим ценностям, представление о некоем общем идеале; б) конкретную цель как идеальный образ предмета, и будущий результат деятельности. Человек всегда находится в состоянии выбора стратегий для собственного развития и самореализации. Стремление к успеху связано с выбором целей и средств для их достижения, формированием жизненных стратегий. «Жизненный успех» как цель является одной из трудноуловимых, трансцендентных категорий. Ряд понятий, с помощью которых можно объяснить этот феномен тоже не имеют четкого определения. Это связано с мировоззренческими аспектами жизни человека, общечеловеческими ценностями (смысл жизни, свобода, счастье, социальный интерес, образ жизни, ценности, целеполагание и т.п.), которые определяют стратегию как ориентацию, но не решают за человека его проблемы идентификации. Отношение цели, средства и результата оказывается той особенной формой отношений взаимодополняемости, которая характерна для сферы субъективности как целеполагающей индивидуальной стратегии человека. Гуманистическая установка на осознание абстрактной цели как идеала, к которому следует стремиться, и конкретной цели-достижения, которую надо реализовать, образует биполярную природу самосозидания. Реализация индивидуальной стратегии основана на этих ориентациях и с необходимостью переносит содержание и специфик}' стратегии на каждый последующий этап идентификации. В тоже время индивидуальная стратегия в ходе реализации коррекгируется сообразно устойчивой тенденции и изменившимся культурным условиям. Самосозидание в процессе культурной идентификации позволяет человеку ставить перед собой абстрактные и конкретные цели, формулировать задачи их реализации. Двойственный характер целеполагания 122 |