компенсации в различного рода девиантности, маргинальное™, в иллюзиях и заблуждениях. В процессе воспроизводства культуры следует отметить тенденцию изменения идентификации от «чужого» к «другому». Трансформация бинарной оппозиции «свое-чужое» в оппозицию «свое-другое» соответствует развитию культурных идентификаций. Глобальная политика начала формироваться вдоль новых линий культурно-исторического процесса. Культурные идентичности -этнические, национальные, религиозные, цивилизационные являются синергийным результатом социокультурной мобильности организованных групп людей, взаимодействия их индивидуальных стратегий. Человека, обладающего развитой субъективностью, реализующего себя и самосозидающего свою культурную идентичность. Однако, в настоящее время культурное пространство под влиянием экономической глобализации все более гомогенизируется. В результате этого усиливается стирание граней между локальными культурами. Глобализация характеризуется созданием общемировых институтов, виртуальных средств коммуникации, ослаблением роли национальной государственности. В связи с этим усиливается кризис идентичности, ощущение утраты неповторимого жизненного опыта каждой национальной культуры и ее носителей. 2.4. Многообразие национальных культур и процессы глобализации в современном российском обществе Современная духовная жизнь Российской Федерации характеризуется многообразием этнических национальных культур. Оно обусловлено обширностью территории, природными различиями, характером формирования государства и его политикой в отношении культурно разнородного населения. Этническая пестрота Поволжья и Северного Кавказа, а также Сибири и Севера существует уже веками. Поэтому много 129 |
отношений идентификации обнаруживает себя в рамках стратегии как процесса идеализации проекта будущего и практик его реализации. Идеализация, изолированная от реализации, приобретает характер превращенных, отчужденных от действительной жизни форм сознания; реализация же без центрирования на идеализации модели будущего, утрачивает свой внутренне-побуждающий идеальный мотив, свою действенную цель. Субъективность, отделенная от реального процесса целеполагания, тяготеет к фиктивным целям идентификации. За трудом и общением как формами деятельности остается, лишенная осознанной субъективности, не «освященная» идеальной целью, грубо утилитарная форма. В этих условиях труд и общение нуждаются в факторах внешнего воздействия, поддержки и внутренних механизмах гиперкомпенсации в продуктивно-полезных видах деятельности. Если этого не происходит, то разделенные между собой субъективность и объективность в деятельности теряют свой внутренний смысл и жизненное предназначение. Эта взаимная «неполноценность» ищет компенсации в различного рода девиантности, маргинальности, в иллюзиях и заблуждениях. В процессе воспроизводства культуры следует отметить тенденцию изменения идентификации от «чужого» к «другому». Трансформация бинарной оппозиции «свое-чужое» в оппозицию «свое-другое» соответствует развитию культурных идентификаций. Глобальная политика начала формироваться вдоль новых линий культурно-исторического процесса. Культурные идентичности этнические, национальные, религиозные, цивилизационные являются синергийным результатом социокультурной мобильности организованных групп людей, взаимодействия их индивидуальных стратегий. Человека, обладающего развитой субъективностью, реализующего себя и самосозидающего свою культурную идентичность. Однако, в настоящее время культурное пространство под влиянием экономической глобализации все более гомогенизируется. В 123 результате этого усиливается стирание граней между локальными культурами. Глобализация характеризуется созданием общемировых институтов, виртуальных средств коммуникации, ослаблением роли национальной государственности. В связи с этим усиливается кризис идентичности, ощущение утраты неповторимого жизненного опыта каждой национальной культуры и ее носителей. 2.3. Основные факторы этнокультурной идентичности Во второй половине нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности принадлежности к определенному этносу (этнической общности). В то же время в российской науке остается множество белых пятен, связанных с ее исследованием. В наши дни многие российские этнологи и психологи продолжают рассматривать этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества97. Но в мировой науке широкое распространение получил еще один подход к изучению этнических общностей: как социальных конструкций, возникающих и существующих в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных целей, прежде всего обеспечения социального комфорта в рамках культурно однородных сообществ98. Значение и роль признаков в восприятии членов этноса меняются в зависимости от особенностей исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от специфики этнического окружения. Этнодифференцирующие признаки почти всегда отражают некоторую Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. 98 Тишков В.Л. Очерки теории и политики этничности в России. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997. 124 декларировать космополитическую идентичность. Однако вытеснение из структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей этнической идентичности грозит, с одной стороны, потерей целостности Я образа, а с другой потерей связей с какой бы то ни было культурой. Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, что долгое время проявлялось, например, в негритянском ощущении «я никто», невидимости, безымянности, безликости. 2.4. Особенности этнокультурной идентификации в современном российском обществе Современная духовная жизнь Российской Федерации характеризуется многообразием этнических национальных культур. Оно обусловлено обширностью территории, природными различиями, характером формирования государства и его политикой в отношении культурно разнородного населения. Этническая пестрота Поволжья и Северного Кавказа, а также Сибири и Севера существует уже веками. Поэтому много культурность как демографический факт была присуща российскому государству с момента его возникновения. Сложившаяся система ценностей каждой национальности содержит ценности как способствующие развитию самобытности, так и обеспечивающие открытость способствующие диалогу с другими культурами. Последние имеют огромное значение в формировании единого культурного пространства Российской Федерации и должны стать в современном обществе интегрирующими. В настоящее время место культуры в интеграционных процессах современного российского общества находятся в центре внимание политологов, культурологов, социологов. В связи с происходящими в российском обществе процессами 138 |