существовало, Россия это союз народов, историческое поле разных культур, цивилизаций и конфессий, настолько разных и неповторимых, что именно в этом многообразии и выражается сила государства. У российских народов не только общее прошлое, общая историческая судьба, но и общее будущее. По большому счету, мир нуждается в России как в уникальной цивилизации, которая внесла весомый вклад в развитие человечества. Конституция Российской Федерации в своей преамбуле подчеркивает господство многонационального российского народа: «Мы многонациональный народ Российской Федерации». Здесь закладывается политическая основа общероссийской идентичности. Эта идентичность имеет и свою историческую основу, которая вновь формируется сегодня в новых конкретных исторических условиях. И здесь главную роль играют интеграционные тенденции современного российского общества вообще и в этнокультурных процессах в частности. И Российская империя и Советской Союз отличались от современной России этнодемографической структурой. И это отмечают многие ученые: «Россия стала более этнически однородной в сравнении с СССР, где русские составляли 51% населения, но и сегодня остается поликультурным государством. И попытки некоторых политиков представить нашу страну как моноэтническую не имеют оснований. 17% российских граждан не русские. Среди них есть народы численностью более миллиона татары (свыше 5 млн.), чуваши, башкиры, мордва, большие диаспорные группы украинцев (около 4 млн.), белорусов (более 1 млн.) и народы, насчитывающие всего 11)8 несколько сот человек (орочи, энцы и др.)» . Однако распад СССР и последовавший за ним глубокий кризис нанесли мощный удар по самой государственной национальной идее в России. Как правило, подрыв, а тем более потеря осевой идеи (осевого идеала), лежащей в основе того или иного сообщества людей, ведут к 108 108 Дробижсва Л.М. Этничность в современном обществе: Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации. Мир. России, 2001. Том 10, №2. С, 179. 131 |
преобразований, реформирования проблемы интеграции и дезинтеграции представляются весьма актуальными. Возникает необходимость выяснения содержания этих терминов, воздействия процессов, выражаемых в них, на развитие как культурной системы, так и всего общества в целом. Если понимать под интеграцией процесс объединения в единое целое каких-либо частей, элементов, то такая интерпретация применительно к российскому культурному пространству вряд ли приемлема, так как общее культурное пространство в той или иной степени в российском государстве существует уже несколько столетий. Но термин интеграция может быть интерпретирован как процесс усиления связей и взаимосвязей внутри единой системы. Однако, необходимо отметить, что интегрирующие процессы в современном российском обществе отнюдь не означают нивелировку культурных особенностей каждой национальности, они объединяют духовные ценности, укрепляют общность российского общества. По существу постсоветская Россия является новой страной и в плане выбора пути, и политических основ функционирования, и даже географических границ. Такой страны на карте мира, как известно, не существовало, Россия это союз народов, историческое поле разных культур, цивилизаций и конфессий, настолько разных и неповторимых, что именно в этом многообразии и выражается сила государства. У российских народов не только общее прошлое, общая историческая судьба, но и общее будущее. По большому счету, мир нуждается в России как в уникальной цивилизации, которая внесла весомый вклад в развитие человечества. Конституция Российской Федерации в своей преамбуле подчеркивает господство многонационального российского народа: «Мы многонациональный народ Российской Федерации». Здесь закладывается политическая основа общероссийской идентичности. Эта идентичность имеет и свою историческую основу, которая вновь формируется сегодня в новых конкретных исторических условиях. И здесь главную роль играют интеграционные тенденции современного российского общества вообще и в 139 этнокультурных процессах в частности. И Российская империя и Советской Союз отличались от современной России этнодемографической структурой. И это отмечают многие ученые: «Россия стала более этнически однородной в сравнении с СССР, где русские составляли 51% населения, но и сегодня остается поликультурным государством. И попытки некоторых политиков представить нашу страну как моноэтническую не имеют оснований. 17% российских граждан не русские. Среди них есть народы численностью более миллиона татары (свыше 5 млн.), чуваши, башкиры, мордва, большие диаспорные группы украинцев (около 4 млн.), белорусов (более 1 млн.) и народы, насчитывающие всего несколько сот человек (орочи, энцы и др.)»11'1. Однако распад СССР и последовавший за ним глубокий кризис нанесли мощный удар по самой государственной национальной идее в России. Как правило, подрыв, а тем более потеря осевой идеи (осевого идеала), лежащей в основе того или иного сообщества людей, ведут к появлению множества идей, моделей, концепций. Не все из них выдерживают политическую проверку и, не сумев подтвердить жизнеспособность и эффективность, рано или поздно уходят в историческое бытие. С дискредитацией, коммунистических идеалов в общественном сознании народов, населяющих территорию бывшего СССР, как бы образовался вакуум. Дело в том,, что у многих из них, проживавших в течение нескольких веков совместно в пределах СССР и России, сформировалось чувство внешней и внутренней безопасности, утвердилась прочная гарантия своего существования. В создавшейся ныне ситуации эти народы оказались в состоянии неопределенности и растерянности, словно лишились устойчивого якоря. . Известно, что государство это весьма сложное' органическое образование, формирующееся в процессе длительного исторического развития, и его не 1 так легко расчленить, по прихоти тех или иных 114 114 Дробижева Л.М. Этичность в современном обществе: Этнополитнка и социальные практики в Российской Федерации. Мир. России, 2001. Том 10, №2. С, 179. 140 |