как способа общения между народами. Мир развивается «в направлении интеграции, как бы противоречиво она не протекала. Значит, сепаратизм, изоляционизм, национализм, равно как и национальный нигилизм и шовинизм, все это противоречит глубинным тенденциям мирового развития»112. Становление информационного общества определяет глубокие изменения в этнонациональной структуре населения во всех странах мира. Глобальные интеграционные процессы воздействуют на этнические структуры столь мощным образом (огромные миграционные потоки населения, перемещения рабочей силы, тесное политическое взаимодействие, обмен результатами научной и духовной деятельности и т.д.), что этническое многообразие и разнородность стали характерной чертой народов всех стран мира. Глобальные масштабы возрастающего взаимодействия создают иные условия жизнедеятельности народов по сравнению с индустриальным обществом, сопровождаются формированием нового мирового порядка, которому уже не соответствует идеология, основанная на противопоставлении классов, общественно-экономических и политических систем. Новая формирующая идеология имеет свои основания в многообразии форм современного цивилизационного процесса, связанного с уровнем культуры, сознания, нравственности, и проявляется в специфических видах солидарности по признакам приобщения к духовной культуре и другим аспектам, составляющим содержание современного субъективного фактора на всех его уровнях. Состояние современного общества определяет огромные возможности для сотрудничества народов, объединения их усилий для решения глобальных проблем и всего многообразия проблем, стоящих в настоящее время перед человечеством. Одним из важных интегрирующих пластов культуры, который играет определяющую роль в формировании единого культурного пространства, 512 Ваграмов Э.А. О современной концепции национальной политики в Российской Федерации// Обновление России: трудный поиск решений. М., 1992. С. 90. 141 |
технологическую систему в качестве материальной основы для широкого духовного, политического и культурного общения народов, развития диалога как способа общения между народами. Мир развивается «в направлении интеграции, как бы противоречиво она не протекала. Значит, сепаратизм, изоляционизм, национализм, равно как и национальный нигилизм и шовинизм, все это противоречит глубинным тенденциям мирового развития»118. Становление информационного общества определяет глубокие изменения в этнонациональной структуре населения во всех странах мира. Глобальные интеграционные процессы воздействуют на этнические структуры столь мощным образом (огромные миграционные потоки населения, перемещения рабочей силы, тесное политическое взаимодействие, обмен результатами научной и духовной деятельности и т.д.), что этническое многообразие и разнородность стали характерной чертой народов всех стран мира. Глобальные масштабы возрастающего взаимодействия создают иные условия жизнедеятельности народов по сравнению с индустриальным обществом, сопровождаются формированием нового мирового порядка, которому уже не соответствует идеология, основанная на противопоставлении классов, общественно-экономических и политических систем. Новая формирующая идеология имеет свои основания в многообразии форм современного цивилизационного процесса, связанного с уровнем культуры, сознания, нравственности, и проявляется в специфических видах солидарности по признакам приобщения к духовной культуре и другим аспектам, составляющим содержание современного субъективного фактора на всех его уровнях. Состояние современного общества определяет огромные возможности для сотрудничества народов, объединения их усилий для решения глобальных проблем и всего 1,8 Ваграмов Э.А. О современной концепции национальной политики в Российской Федерации // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1992. С. 90. 149 многообразия проблем, стоящих в настоящее время перед человечеством. Одним из важных интегрирующих пластов культуры, который играет определяющую роль в формировании единого культурного пространства, являются языки. Многонациональное языковое пространство нашей страны позволяет, с одной стороны, развиваться процессам интеграции национальных культур в единое культурное пространство, с другой стороны, русский язык как государственный язык Российской Федерации служит проводником для всех национальных, культур как в общении между ними, так и через русский язык с мировой культурой. Особое место среди основ формирования культурной общности народов России занимает Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации». Языковая ситуация в нашей стране характеризуется многообразием форм функционирования языков разных народов в различных сферах общения. На территории Российской Федерации с ее многонациональным населением традиционно сложившейся формой языкового существования является двуязычие и многоязычие, что закреплено в Конституциях всех Республик в составе Российской Федерации. Статья 9 Закона Республики Адыгея «О языках народов Республики Адыгея»119 закрепляет право на выбор языка общения. Статья 10 — право на выбор языка воспитания и обучения; граждане Республики Адыгея имеют право свободного выбора языка обучения и воспитания. Обучение детей родному языку является гражданским правом и долгом родителей. Республика Адыгея обеспечивает на своей территории создание системы воспитательно-образовательных учреждений и иных форм воспитания и обучения на государственных языках Республики Адыгея и создает условия для реализации прав граждан других национальностей, приживающих в Республике, на воспитание и обучение детей на родном языке. 119 Ведомости ЗС (Хасэ) Парламента Республики Адыгея. 1994. №5. 150 |