признанию этих различий в свою очередь предполагает для них равенство и равные права, гарантируемые глобализацией. Весь современный мир охвачен действиями взаимно-противоположных тенденций: интеграцией и дезинтеграцией. Мощным процессам интеграции в глобальном «планетарном» плане и а плане региональном, процессам культурного и духовного сближения наций и народов противостоят не менее 1Л1 серьезные процессы отчуждения и враждебности . С точки зрения глобальных подходов в основе развития современного мира лежит возрастание взаимосвязей между различными типами обществ и культур. Следствием этого стала растущая интенсификация обмена культурными ценностями. Конечно, такой обмен происходил и раньше, однако то, что происходит в этой области сейчас, характеризуется не просто количественным ростом. В результате расширившегося взаимодействия национальных и региональных культур возникает качественно новая ситуация121 122. Расширившиеся в последние десятилетия межкультурные национальные контакты базируются на определенных нормах взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности. В основе этих норм заложен накопленный народами вековой исторический опыт мирного, цивилизованного сосуществования, сотрудничества, дружеского, соседского общения, опыт интернационального объединения усилии различных народов в целях решения проблем, представляющих общий интерес. Это сфера культуры, которая охватывает широкий спектр поведенческих норм морального, морально-психологического, политического, политико-правового порядка. В отличие от последних десятилетий существования Советского Союза, когда этническая специфика перемещалась из сферы материальной в 121 Мнацаканян М.О. Этносоциология: нация, национальная психология и межнациональные конфликты. М.: МГИМО -Университет, 1998. С.7. 122 Общественные перемены и кульчура мира. М.: Весь мир, 1999. С. 24. 149 |
Следовательно, глобализация и возрастающее осознание этнокультурного многообразия не просто противостоят друг другу, но и взаимосвязаны. Интенсификация межкультурных коммуникаций, соответствующая им территориальная мобильность, урбанизация, инвестиции, туризм все это способствует большему пониманию этнокультурных различий. Стремление к признанию этих различий в свою очередь предполагает для них равенство и равные права, гарантируемые глобализацией. Весь современный мир охвачен действиями взаимно-противоположных тенденций: интеграцией и дезинтеграцией. Мощным процессам интеграции в глобальном «планетарном» плане и а плане региональном, процессам культурного и духовного сближения наций и народов противостоят не менее серьезные процессы отчуждения и враждебности127. С точки зрения глобальных подходов в основе развития современного мира лежит возрастание взаимосвязей между различными типами обществ и культур. Следствием этого стала растущая интенсификация обмена культурными ценностями. Конечно, такой обмен происходил и раньше, однако то, что происходит в этой области сейчас, характеризуется не просто количественным ростом. В результате расширившегося взаимодействия национальных и региональных культур возникает качественно новая ситуация128. Расширившиеся в последние десятилетия межкультурные национальные контакты базируются на определенных нормах взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности. В основе этих норм заложен накопленный народами вековой исторический опыт мирного, цивилизованного сосуществования, сотрудничества, дружеского, соседского общения, опыт интернационального объединения 127 Мнацакаиян М.О. Этносоциология: нация, национальная психология и межнациональные конфликты. М.: МГИМО -Университет, 1998. С.7. т Общественные перемены и культура мира. М.: Весь мир, 1999. С. 24. 157 усилии различных народов в целях решения проблем, представляющих общий интерес. Это сфера культуры, которая охватывает широкий спектр поведенческих норм морального, морально-психологического, политического, политико-правового порядка. В отличие от последних десятилетий существования Советского Союза, когда этническая специфика перемещалась из сферы материальной в сферу сознания, первое постсоветское десятилетие ознаменовалось новым сдвигом этнического из сферы культуры и психологии в сферу политики, что характерно для переломного времени. При этом в отличие от первой тенденции во втором случае имели место не только политизация этичности, но и глубокая этнизация политики. Политизированная этничность опиралась на благоприобретенную или захваченную власть, усиленно оправдывала, катализировала и электризовала этничность как с помощью подлинных или мнимых данных археологии и истории, так и с помощью социологии и средств массовой информации, пытаясь обосновать приоритеты для своей нации. Рубежом этого перемещения стали один два года до и после распада Союза, индикатором возрастание роли этнического фактора в политической жизни, в том числе в законотворческой деятельности Государственной Думы Российской Федерации129. Двигателем этого перемещения стала, во-первых, часть творческой интеллигенции, искренне озабоченной судьбами и состоянием национал7>ных культур и языков, во-вторых, часть профессионально нс состоявшихся в своей области специалистов, в-третьих, часть партноменклатуры, переметнувшейся из идеологии коммунизма в технологии национализма, в-четвертых, часть представителей теневой экономики. 129 Законодательное обеспечение вопросов национальной политики РФ в Государственной Думе второю созыва (1996-1993). Ч. 1-Н //Аналитический вестник. Вып. 15 (серия: Государственное строительство, федеративные отношения и национальная политика) М., 1998; Зорин В.Ю., Лманжолова Д.А., Кулешов С.В. Национальный вопрос в Государственных Думах России, Опыт законотворчества. М., 1999 158 |