Своеобразный подход к «теории» традиции содержится в работах представителей «философии жизни» конца XIX начала XX века. Вильгельм Дильтей (1833-1911), развивая идеи Дж. Вико, И.Г. Гердера, Ф.Э.Д. Шлейермахера (1768-1834), попытался обосновать специфику новой теории познания (названной им «наукой о духе») особенностями предмета исследования. Исходя из того, что прошлое дано человеку в виде духовного опыта и памяти, Дильтей понимает историю как осознание обществом своей жизни, как память о своем жизненном пути. Возвращение этой памяти создает в общественном сознании чувство единства. Традицию, воплощающего культурный опыт прошлого, Дильтей находит в объективациях духовного творчества. Именно герменевтика как искусство интерпретации духовных феноменов культуры стала для Дильтея ключом к пониманию прошлых и настоящих репрезентаций творческого человеческого духа. Герменевтическую линию исследования традиции продолжил Ханс Георг Гадамер (р. 1900), для которого традиция предстает одним из центральных понятий культуры. Обращение к проблематике традиций было продиктовано его стремлением постичь и обосновать исходные универсальные характеристики человеческого бытия и культуры, трудно поддающиеся релятивизации. И, поскольку внимание людей в большей степени приковано к историческим изменениям, Гадамера занимала проблема предотвращения деформаций и аберраций исторического сознания, ориентированного на изменчивость и пренебрегающего постоянством, заложенным в самой истории. Основа этого постоянства, устойчивости есть не что иное, как традиция. Онтологическую укорененность традиции в человеческом бытии манифестирует изначальная включенность человека в языковую среду, историческую общность. Таким образом, интерпретацию традиции Гадамер связывает с открытием и созданием смысла заново. В этом состоит актуализация традиции, ее свершение, но интерпретация задается горизонтом исторического видения, погруженность субъекта в универсум традиции 49 |
62 Своеобразный подход к «теории» традиции содержится в работах представителей «философии жизни» конца XIX начала XX века. Вильгельм Дильтей (1833-1911), развивая идеи Дж. Вико, И.Г. Гердера, Ф.Э.Д. Шлейермахера (1768-1834), попытался обосновать специфику новой теории познания (названной им «наукой о духе») особенностями предмета исследования. Исходя из того, что прошлое дано человеку в виде духовного опыта и памяти, Дильтей понимает историю как осознание обществом своей жизни, как память о своем жизненном пути. Возвращение этой памяти создает в общественном сознании чувство единства. Традицию, воплощающего культурный опыт прошлого, Дильтей находит в объективациях духовного творчества. Именно герменевтика как искусство интерпретации духовных феноменов культуры стала для Дильтея ключом к пониманию прошлых и настоящих репрезентаций творческого человеческого духа. Герменевтическую линию исследования традиции продолжил Ханс Георг Гадамер (р. 1900), для которого традиция предстает одним из центральных понятий культуры. Обращение к проблематике традиций было продиктовано его стремлением постичь и обосновать исходные универсальные характеристики человеческого бытия и культуры, трудно поддающиеся релятивизации. И, поскольку внимание людей в большей степени приковано к историческим изменениям, Гадамера занимала проблема предотвращения деформаций и аберраций исторического сознания, ориентированного на изменчивость и пренебрегающего постоянством, заложенным в самой истории. Основа этого постоянства, устойчивости есть не что иное, как традиция. Онтологическую укорененность традиции в человеческом бытии манифестирует изначальная включенность человека в языковую среду, историческую общность. Таким образом, интерпретацию традиции Гадамер связывает с открытием и созданием смысла заново. В этом состоит актуализация традиции, ее свершение, но интерпретация задается горизонтом исторического |