В отечественной литературе XX в. проблема традиций начала глубоко исследоваться в 60-е годы и прошла в своем развитии несколько этапов, которые можно условно соотнести с прошедшими десятилетиями. На первоначальном этапе (60-е гг.) произошло выделение проблемы традиций в качестве самостоятельного объекта теоретического анализа, и в первую очередь философского. К первым исследователям традиций можно отмести И.В. Суханова, Н.С. Сарсенбаева, С. Есенгелдиева, В.А. Малинина, Т.В. Проничеву и др.. Для первого этапа исследования традиций характерно смешение традиций с такими близкими к ним явлениями, как обычай, ритуал, обряд и т.д. Здесь рассмотрение традиций проводится в основном в статике, поэтому основной формальный признак традиции ее устойчивость приобретает здесь несколько преувеличенное значение. Традиция в целом определяется как категория социальной психологии. ^ Второй этап связан с постепенным расширением изучаемой проблематики, углублением теоретического осмысления вопроса в 70-е гг.. ' Изучение традиций идет в основном в рамках социальной философии, особенно при рассмотрении культуроведческой проблематики (Артановский С.Н., Баллер Э.Д., Спиркин А.Г. и др.). Вместе с тем высказываются ценные мысли относительно наиболее общих свойств традиции и в смежных дисциплинах. Это работы по этнографии, религиоведению, востоковедению (Бромлей Ю.В., Павлова З.М., Салтыков Г.Ф. и Др.) Тогда же, несмотря на существенные разногласия ученых, традиции рассматриваются ими как универсальные образования, расширяется объем понятия «традиция». Намечается переход от статического рассмотрения традиции к ее динамическому рассмотрению. Увеличение количества работ, посвященных традициям, а вместе с тем и числа точек зрения на природу и роль традиций в жизни общества, в начале 80-х гг. привело ряд исследователей (Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов) к постановке вопроса о необходимости создания общей теории традиции. 55 |
Востока. В отечественной литературе XX в. проблема традиций начала глубоко исследоваться в 60-е годы и прошла в своем развитии несколько этапов, которые можно условно соотнести с прошедшими десятилетиями. На первоначальном этапе (60-е гг.) произошло выделение проблемы традиций в качестве самостоятельного объекта теоретического анализа, и в первую очередь философского. К первым исследователям традиций можно отнести И.В. Суханова, Н.С. Сарсенбаева, С. Есенгелдиева, В.А. Малинина, Т.В. Проничеву и др.. Для первого этапа исследования традиций характерно смешение традиций с такими близкими к ним явлениями, как обычай, ритуал, обряд и т.д. Здесь рассмотрение традиций проводится в основном в статике, поэтому основной формальный признак традиции ее устойчивость приобретает здесь несколько преувеличенное значение. Традиция в целом определяется как категория социальной психологии. Второй этап связан с постепенным расширением изучаемой проблематики, углублением теоретического осмысления вопроса в 70-е гг.. Изучение традиций идет в основном в рамках социальной философии, особенно при рассмотрении культуроведческой проблематики (Артановский С.Н., Баллер Э.Д., Спиркин А.Г. и др.). Вместе с тем высказываются ценные мысли относительно наиболее общих свойств традиции и в смежных дисциплинах. Это работы по этнографии, религиоведению, востоковедению (Бромлей Ю.В., Павлова З.М., Салтыков Г.Ф. и Др.) Тогда же, несмотря на существенные разногласия ученых, традиции рассматриваются ими как универсальные образования, расширяется объем понятия «традиция». Намечается переход от статического рассмотрения традиции к ее динамическому рассмотрению. Увеличение количества работ, посвященных традициям, а вместе с тем и числа точек зрения на природу и роль традиций в жизни общества, в начале 80-х гг. привело ряд исследователей (Э.С. Маркарян, В.Д. Плахов) к постановке вопроса о необходимости создания общей теории традиции. 68 |