рационального способов регуляции, что позволяет по-новому взглянуть на вопрос о месте традиций в современной общественной жизни; более четкое разграничение понятий «культура» «традиция» «обычай».42 Есть основания констатировать, что к настоящему времени в отечественной и зарубежной литературе накоплен большой материал по интересующей нас теме. Однако вместе с тем отмечается некоторое снижение интереса к проблеме традиций. Анализ сложившейся ситуации содержится в работах Б.С. Брасова. Он отмечает, что «вместе с упадком концепции модернизации увяла и прежде столь распространенное понятие ТРАДИЦИЯ, относимое как к культуре, так и к политической жизни и социальным структурам»43. Ерасов Б.С. указывает, что, несмотря на значительную распространенность слова «традиция» в обществоведческой литературе на Западе и Востоке, этот термин зачастую заменяет иные понятия; понятие «культура» (обычно при необходимости отличить собственную культуру африканского или азиатского общества от привнесенной, чужой культуры), либо понятие «некая часть культурного достояния». Имеется и ряд иных смыслов у данного семантически богатого термина. Подобная перегруженность понятия «традиция» делает его неопределенным, что в свою очередь влечет за собой замену данного термина более адекватными (хотя и тоже не безупречными в аналитическом плане) понятиями: самобытность, специфика, культурное наследие, культурное ядро, культурная динамика, эндогенность и т.п. Из перечисленных понятий наиболее распространенным оказывается понятие «самобытность», обозначающее существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния данного общества, кото42 См.: Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: Наука. ГРВЛ, 1985.-129 с. С. 58-59 43 Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация па Востоке: (Очерки общей теории). М: Наука. ГРВЛ, 1990.-205 с. С. 44 • I г 57 |
70 рационального способов регуляции, что позволяет по-новому взглянуть на вопрос о месте традиций в современной общественной жизни; более четкое разграничение понятий «культура» «традиция» «обычай».82 Есть основания констатировать, что к настоящему времени в отечественной и зарубежной литературе накоплен большой материал по интересующей нас теме. Однако вместе с тем отмечается некоторое снижение интереса к проблеме традиций. Анализ сложившейся ситуации содержится в работах Б.С. Ерасова. Он отмечает, что «вместе с упадком концепции модернизации увяла и прежде столь распространенное понятие ТРАДИЦИЯ, относимое как к культуре, так и к политической жизни и социальным ОЛ структурам» . Ерасов Б.С. указывает, что, несмотря на значительную распространенность слова «традиция» в обществоведческой литературе на Западе и Востоке, этот термин зачастую заменяет иные понятия: понятие «культура» (обычно при необходимости отличить собственную культуру африканского или азиатского общества от привнесенной, чужой культуры), либо понятие «некая часть культурного достояния». Имеется и ряд иных смыслов у данного семантически богатого термина. Подобная перегруженность понятия «традиция» делает его неопределенным, что в свою очередь влечет за собой замену данного термина более адекватными (хотя и тоже не безупречными в аналитическом плане) понятиями: самобытность, специфика, культурное наследие, культурное ядро, культурная динамика, эндогенность и т.п. Из перечисленных понятий наиболее распространенным оказывается понятие «самобытность», обозначающее существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния данного общества, кото* 83 См.: Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М.: Наука. ГРВЛ, 1985. 129 с. С. 58-59 83 Ерасов Б.С. Культу ра, религия и цивилизация на Востоке: (Очерки общей теории). М: Наука. ГРВЛ, 1990.-205 с. С. 44 |