рые оказываются функционально необходимыми на новых этапах существования социума, обеспечивая его самосохранение и идентичность при всех изменениях в нормативно ценностной и смысловой сферах. Английским и французским коррелятом русского термина «самобытность» выступает понятие «идентичность», менее богатое смысловыми оттенками. Самобытность можно определить и как способность поддержания присущих данному обществу принципов социокультурной регуляции в различных ситуациях. Самобытность фиксирует состояния определенности и самостоятельности общества, вытекающие из единства и своеобразия его культурологических характеристик и исторического опыта. «В самобытности соединяются объективные и субъективные стороны бытия, внутреннее с внешним, отдельное с общим, действие и сознание, целостность и динамика».44 В самобытности совмещается преемственность и способность к переменам. Снижение частоты использования термина «традиция» обусловлено не только его полисемантизмом, но в определенной мере и историей его употребления. Навязчивое противопоставление традиции и модернизации, традиции и современности, ставшее общим местом в западной литературе, привнесло в понятие «традиция» негативный оттенок отсталости и косности. Даже в том благоприятном варианте, когда традиция оказывалась способной стать носителем и приемником модернизации, она лишь приспосабливается к новым возможностям, но нс порождает их, что обрекает ее на постепенное устранение. Поэтому как в идеологическом, так и в аналитическом подходах к собственным культурным пластам и к проблеме взаимодействия культур понятие «традиция» вызывает у идеологов и теоретиков из стран Азии и Африки настороженное и недоверчивое отношение. 44 Ерасов Ь.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: (Очерки обшей теории). М., 1990. С М . 58 |
71 рые оказываются функционально необходимыми на новых этапах существования социума, обеспечивая его самосохранение и идентичность при всех изменениях в нормативно ценностной и смысловой сферах. Английским и французским коррелятом русского термина «самобытность» выступает понятие «идентичность», менее богатое смысловыми оттенками. Самобытность можно определить и как способность поддержания присущих данному обществу принципов социокультурной регуляции в различных ситуациях. Самобытность фиксирует состояния определенности и самостоятельности общества, вытекающие из единства и своеобразия его культурологических характеристик и исторического опыта. «В самобытности соединяются объективные и субъективные стороны бытия, внутреннее с внешним, отдельное с общим, действие и сознание, О I целостность и динамика». В самобытности совмещается преемственность и способность к переменам. Снижение частоты использования термина «традиция» обусловлено не только его полисемантизмом, но в определенной мере и историей его употребления. Навязчивое противопоставление традиции и модернизации, традиции и современности, ставшее общим местом в западной литературе, привнесло в понятие «традиция» негативный оттенок отсталости и косности. Даже в том благоприятном варианте, когда традиция оказывалась способной стать носителем и приемником модернизации, она лишь приспосабливается к новым возможностям, но не порождает их, что обрекает ее на постепенное устранение. Поэтому как в идеологическом, так и в аналитическом подходах к собственным культурным пластам и к проблеме взаимодействия культур понятие «традиция» вызывает у идеологов и теоретиков из стран Азии и Африки настороженное и недоверчивое отношение. Ограниченность противопоставления «традиция современность» становится все очевиднее и при рассмотрении таких процессов обществен* 44 Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: (Очерки общей теории). М., 1990. С.47. |