Ограниченность противопоставления «традиция современность» становится вес очевиднее и при рассмотрении таких процессов общественного развития, для описания которых оно собственно и было сформулировано. В подобной ситуации традиционность противопоставляется не современности, а деформации, разладу и ломке, в которых уничтожались жизненно важные структуры и элементы общественного бытия. Заметим, что традиционность специально воспроизводится самим ходом рыночной модернизации. Современный Запад готов примириться с существованием традиционных форм социальной регуляции (племенные религии, пережившие свое время социальные институты, устоявшиеся ценности), при условии, что в ключевых сферах экономики и высшей власти будут обеспечены его интересы. Более того, в работах леворадикальных социологов обосновывается идея о том, что традиция в немалой степени является прямым порождением Запада, следствием зависимости стран Азии и Африки от индустриальных держав как в период колониального прошлого, так и в пору их развитости. Именно такая традиция приводит к снижению эндогенных способностей развития45. Вес эти обстоятельства влекут за собой необходимость переосмысления понятия «традиция», учета достижений отечественной и зарубежной науки.46 Что касается подходов к изучению традиций, то здесь можно выделить ряд аспектов, а именно: содержательный, структурный и функциональный. 45 См.: Б'аШгтаВоп <1е ГМепШе сЫшгеНе е1 1а ГоплаЧоп (1е 1а сопзсгепсе па1юпа1е с1апз ГАЖцис соШетрогатс. Р. ОЫЕ5СО, 1981; Ба Оерепйепсе <3е ГАГпчие е11е$ тоуепь с!'у гстссИсг. Р., 1980; Бакош А. Бс сп$е йез ш<е11есшс1$ агаЬе. ТгасШюпаПзте ои Ы$1опс1$те? Р., 1974; Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990. С. 45-46 46 Лурье С., выделяет ряд принципиальных различий в трактовке категории «традиция» отечественными и зарубежными авторами, обусловленных различными парадигмами в науке. См.: Лурье С.В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия. // Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 146-159 59 |
72 ного развития, для описания которых оно собственно и было сформулировано. В подобной ситуации традиционность противопоставляется не современности, а деформации, разладу и ломке, в которых уничтожались жизненно важные структуры и элементы общественного бытия. Заметим, что традиционность специально воспроизводится самим ходом рыночной модернизации. Современный Запад готов примириться с существованием традиционных форм социальной регуляции (племенные религии, пережившие свое время социальные институты, устоявшиеся ценности), при условии, что в ключевых сферах экономики и высшей власти будут обеспечены его интересы. Более того, в работах леворадикальных социологов обосновывается идея о том, что традиция в немалой степени является прямым порождением Запада, следствием зависимости стран Азии и Африки от индустриальных держав как в период колониального прошлого, так и в пору их развитости. Именно такая традиция приводит к снижению эндогенных способностей развития85 86. Все эти обстоятельства влекут за собой необходимость переосмысления понятия «традиция», учета достижений отечественной и зарубежной 86 науки. Что касается подходов к изучению традиций, то здесь можно выделить ряд аспектов, а именно: содержательный, структурный и функциональный. В содержательном аспекте традиции рассматриваются в современной литературе как реально существующий атрибут общества, одно направленно сориентированный во времени. Традиция представляет собой не что иное как продукт совместной деятельности людей, форму коллектив85 См.: Ь'аГПгшапоп с!е ГМепМе си1Шге!1е ег 1а Гогтайоп с1е 1а сопзаепсе па1юпа1е (1ап$ ГАГпяие сотетрогате. Р. 1Л4Е5СО, 1981; Ьа Оерспйепсс бс ГАйгцис е1 1еа тоуепз <1'у гетеейег. Р., 1980; Ьакош Л. Ье сп$е без т1с11ес1ие1$ агаЬс. ТлмНи'опа1$те ои Ыйопште? Р., 1974; Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М., 1990. С. 45-46 86 Лурье С., выделяет ряд принципиальных различий в трактовке категории «традиция» отечественными и зарубежными авторами, обусловленных различными парадигмами в науке. См.: Лурье СВ. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия. II Общественные науки и современность. |