Проверяемый текст
Нахушева Марина Сафарбиевна. Традиция как стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса (Диссертация 2006)
[стр. 59]

В содержательном аспекте традиции рассматриваются в современной литературе как реально существующий атрибут общества, одно направленно сориентированный во времени.
Традиция представляет собой не что иное как продукт совместной деятельности людей, форму
коллективной адаптации социума к окружающей среде.
В данном аспекте носителем традиции выступают индивиды, при этом традиция локализована в отношении определенной социальной группы, коллектива, корпоративного сообщества, области с относительно общей культурой.
Традиция проявляет себя как продукт истории, имеет процессуальный, непрерывный, относительно устойчивый, инерционный характер.
В то же время она потенциально динамична, обнаруживает способность к существенной перестройке.
Традиция наследуется избирательно.
Она основана на силе общественного мнения, на авторитете древности, а не на юридических установлениях.
Традиция возникает в человеческой жизнедеятельности как особый внебиологический способ кодирования социально-значимой информации, необходимой для воспроизводства и целенаправленного изменения многообразных подсистем общественной жизни.
Социокод выступает как система этносоциального (национального) воспроизводства.
Посредством указанного социокода фиксируются программы социального поведения, общения и
деятельности.47 Культура вырабатывает собственные коды, проявляющие себя как способы ее самоорганизации.
Анализируя основной культурный код, М.С.
Киселева выделяет следующие его характеристики: 1) универсальность (значимость в любом культурном типе и любом историческом времени); 2) самодостаточность для формирования и сохранения человеческой культуры;
47 См.
Степин В.С.
Философская антропология и философия науки.
М.: Высшая школа, 1992.
С.
20.

60
[стр. 72]

72 ного развития, для описания которых оно собственно и было сформулировано.
В подобной ситуации традиционность противопоставляется не современности, а деформации, разладу и ломке, в которых уничтожались жизненно важные структуры и элементы общественного бытия.
Заметим, что традиционность специально воспроизводится самим ходом рыночной модернизации.
Современный Запад готов примириться с существованием традиционных форм социальной регуляции (племенные религии, пережившие свое время социальные институты, устоявшиеся ценности), при условии, что в ключевых сферах экономики и высшей власти будут обеспечены его интересы.
Более того, в работах леворадикальных социологов обосновывается идея о том, что традиция в немалой степени является прямым порождением Запада, следствием зависимости стран Азии и Африки от индустриальных держав как в период колониального прошлого, так и в пору их развитости.
Именно такая традиция приводит к снижению эндогенных способностей развития85 86.
Все эти обстоятельства влекут за собой необходимость переосмысления понятия «традиция», учета достижений отечественной и зарубежной 86 науки.
Что касается подходов к изучению традиций, то здесь можно выделить ряд аспектов, а именно: содержательный, структурный и функциональный.
В содержательном аспекте традиции рассматриваются в современной литературе как реально существующий атрибут общества, одно направленно сориентированный во времени.
Традиция представляет собой не что иное как продукт совместной деятельности людей, форму
коллектив85 См.: Ь'аГПгшапоп с!е ГМепМе си1Шге!1е ег 1а Гогтайоп с1е 1а сопзаепсе па1юпа1е (1ап$ ГАГпяие сотетрогате.
Р.
1Л4Е5СО, 1981; Ьа Оерспйепсс бс ГАйгцис е1 1еа тоуепз <1'у гетеейег.
Р., 1980; Ьакош Л.
Ье сп$е без т1с11ес1ие1$ агаЬс.
ТлмНи'опа1$те ои Ыйопште? Р., 1974; Ерасов Б.С.
Культура, религия и цивилизация на Востоке.
М., 1990.
С.
45-46 86 Лурье С., выделяет ряд принципиальных различий в трактовке категории «традиция» отечественными и зарубежными авторами, обусловленных различными парадигмами в науке.
См.: Лурье СВ.
Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия.
II Общественные науки и современность.


[стр.,73]

73 ной адаптации социума к окружающей среде.
В данном аспекте носителем традиции выступают индивиды, при этом традиция локализована в отношении определенной социальной группы, коллектива, корпоративного сообщества, области с относительно общей культурой.
Традиция проявляет себя как продукт истории, имеет процессуальный, непрерывный, относительно устойчивый, инерционный характер.
В то же время она потенциально динамична, обнаруживает способность к существенной перестройке.
Традиция наследуется избирательно.
Она основана на силе общественного мнения, на авторитете древности, а не на юридических установлениях.
Традиция возникает в человеческой жизнедеятельности как особый внебиологический способ кодирования социально-значимой информации, необходимой для воспроизводства и целенаправленного изменения многообразных подсистем общественной жизни.
Социокод выступает как система этносоциального (национального) воспроизводства.
Посредством указанного социокода фиксируются программы социального поведения, общения и
деятельности.8' Культура вырабатывает собственные коды, проявляющие себя как способы ее самоорганизации.
Анализируя основной культурный код, М.С.
Киселева выделяет следующие его характеристики: 1) универсальность (значимость в любом культурном типе и любом историческом времени); 2) самодостаточность для формирования и сохранения человеческой культуры;
3) открытость к изменениям, самопорождению новых культурных кодов, а также вторичных по их связи со структурами социальных кодов.
Существование основного культурного кода определяется тремя генетически и онтологически взаимосвязанными параметрами, по которым самоорганизуется культура в природе: предметностью, знаковостью и * 1997.
2.
С.
146-159 См.
Стенин В.С.
Философская антропология и философия науки.
М.: Высшая школа, 1992.
С.
20.

[Back]