3) открытость к изменениям, самопорождению новых культурных кодов, а также вторичных по их связи со структурами социальных кодов. Существование основного культурного кода определяется тремя генетически и онтологически взаимосвязанными параметрами, по которым самоорганизуется культура в природе: предметностью, знаковостью и 4 0 идеальностью. В работах Р.Л. Зобова, В.Н. Келасьева, Л.А. Степновой45 * * * 49 традиции связываются с понятием социокультурного мифа. Социокультурный миф это уровень социального мифотворчества, отражающий глубинные социокультурные пласты жизнедеятельности социокультурной системы. Всякий социокультурный миф в своей символике содержит элементы той среды, в лоне которой первоначально возник, формировался и развивался этнос со своими этническими, языковыми и т.п. особенностями. При этом в традициях нормативно закреплялись принципы гармонии природы и общества. Степнова Л.А. отмечает, что социокультурный миф изначально несет в себе определенные эмоции, настроения, чаяния, надежды; он проникнут вполне определенным миросозерцанием, а на более поздних стадиях развития социума и определенными мировоззренческими установками.50 Социокультурный миф занимает основополагающее место в формировании государственной символики, массового символа, а также ряда базовых идей. Символы социокультурного мифа содействуют сплочению этноса, вызывая у людей сходные установки, образы, настроения, присущие всем группам общества. Социокультурный миф и его символика могут изменяться например, в случае утраты этносом его этниче45 Ом.: Киселева М.С. Культурные коды и типы культуры // Культурология / Рук. Авт. Коллектива Добрынина В.И. М: 0-во «Знание» РФ, 1993. 160 с. С. 69. 49 Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации. СПб., Изд-во С.-Пстсрб. Ун-та, 1997; Степнова Л.А. Социальная мифология и проблемы социального мышления. -М.: Сов. спорт, 1999. 160 с. 50 См.: Степнова Л.А. Социальная мифология и проблемы социального мышления. М., 1999.-С. 116. |
73 ной адаптации социума к окружающей среде. В данном аспекте носителем традиции выступают индивиды, при этом традиция локализована в отношении определенной социальной группы, коллектива, корпоративного сообщества, области с относительно общей культурой. Традиция проявляет себя как продукт истории, имеет процессуальный, непрерывный, относительно устойчивый, инерционный характер. В то же время она потенциально динамична, обнаруживает способность к существенной перестройке. Традиция наследуется избирательно. Она основана на силе общественного мнения, на авторитете древности, а не на юридических установлениях. Традиция возникает в человеческой жизнедеятельности как особый внебиологический способ кодирования социально-значимой информации, необходимой для воспроизводства и целенаправленного изменения многообразных подсистем общественной жизни. Социокод выступает как система этносоциального (национального) воспроизводства. Посредством указанного социокода фиксируются программы социального поведения, общения и деятельности.8' Культура вырабатывает собственные коды, проявляющие себя как способы ее самоорганизации. Анализируя основной культурный код, М.С. Киселева выделяет следующие его характеристики: 1) универсальность (значимость в любом культурном типе и любом историческом времени); 2) самодостаточность для формирования и сохранения человеческой культуры; 3) открытость к изменениям, самопорождению новых культурных кодов, а также вторичных по их связи со структурами социальных кодов. Существование основного культурного кода определяется тремя генетически и онтологически взаимосвязанными параметрами, по которым самоорганизуется культура в природе: предметностью, знаковостью и * 1997. 2. С. 146-159 См. Стенин В.С. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. С. 20. 74 идеальностью. В работах Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, Л.А. Степновой88 89 традиции связываются с понятием социокультурного мифа. Социокультурный миф это уровень социального мифотворчества, отражающий глубинные социокультурные пласты жизнедеятельности социокультурной системы. Всякий социокультурный миф в своей символике содержит элементы той среды, в лоне которой первоначально возник, формировался и развивался этнос со своими этническими, языковыми и т.п. особенностями. При этом в традициях нормативно закреплялись принципы гармонии природы и общества. Степнова Л.А. отмечает, что социокультурный миф изначально несет в себе определенные эмоции, настроения, чаяния, надежды; он проникнут вполне определенным миросозерцанием, а па более поздних стадиях развития социума и определенными мировоззренческими установками.90 Социокультурный миф занимает основополагающее место в формировании государственной символики, массового символа, а также ряда базовых идей. Символы социокультурного мифа содействуют сплочению этноса, вызывая у людей сходные установки, образы, настроения, присущие всем группам общества. Социокультурный миф и его символика могут изменяться например, в случае утраты этносом его этнической прародины. В этой ситуации при помощи социокультурного мифа формируется стремление социума вернуться на свою этническую прародину. Социокультурный миф транслируется из поколения в поколение, изменяясь, адаптируясь к новым условиям существования общества. На базе социокультурного мифа как явления первого порядка формируются мифы 88 См.: Киселева М.С. Культурные коды и типы культуры // Культурология / Рук. Авт. Коллектива Добрынина В.И. М: О-во «Знание» РФ, 1993. 160 с. С. 69. 89 Зобоа Р.А., Келасьев В.Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации. СПб., Изд-во С.Петерб. Ун-та, 1997; Степнова Л.А. Социальная мифология и проблемы социального мышления.-М.: Сов. спорт, 1999. 160 с. 50 См.: Степнова Л.А. Социальная мифология и проблемы социального мышления. М., 1999.-С. 116. 88 |