ской прародины. В этой ситуации при помощи социокультурного мифа формируется стремление социума вернуться на свою этническую прародину. Социокультурный миф транслируется из поколения в поколение, изменяясь, адаптируясь к новым условиям существования общества. На базе социокультурного мифа как явления первого порядка формируются мифы 2-го порядка национальные, политические, социальные и т.п., поддерживающие существование соответствующих традиций. Таким образом, традиции вписываются в общую канву социокультурного мифа. В свое время П.А. Сорокин отмечал, что социальная группа может иметь различную степень организованности, быть организованной или неорганизованной (социальной системой или скоплением) в зависимости от согласованности или несогласованности главных смыслов-ценностей-норм, в силу которых и ради которых взаимодействуют индивиды. Каждая организованная или неорганизованная реальная социальная группа основывается па некотором наборе культурных ценностей, составляющих ее «сердце и душу», связывающих ее в единство и являющихся самой причиной ее существования. «Главные смыслы-ценности и законы-нормы организованной группы детально определяют права и обязанности каждого ее члена: что, по отношению к кому, когда, в какой мере и при каких условиях каждый член имеет право и обязан сделать или не сделать, допустить или не допустить; каковы в точности функции и роли, которые он должен выполнить/ играть, и каков статус каждого члена в системе взаимодействия, определяемый совокупностью его прав и обязанностей, функций и ролей. Законы-нормы порождают официальный закон и управление группой»51. В том же ключе, как «разделяемые в более или менее массовом порядке императивные, разрушительные или запретительные установки на те или иные способы осуществления различной деятельности или взаимодействия 62 51 Сорокин П.А. Социологические теории современности. М: ИНИОН РАН, 1992. -194 с. С. 40. |
74 идеальностью. В работах Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, Л.А. Степновой88 89 традиции связываются с понятием социокультурного мифа. Социокультурный миф это уровень социального мифотворчества, отражающий глубинные социокультурные пласты жизнедеятельности социокультурной системы. Всякий социокультурный миф в своей символике содержит элементы той среды, в лоне которой первоначально возник, формировался и развивался этнос со своими этническими, языковыми и т.п. особенностями. При этом в традициях нормативно закреплялись принципы гармонии природы и общества. Степнова Л.А. отмечает, что социокультурный миф изначально несет в себе определенные эмоции, настроения, чаяния, надежды; он проникнут вполне определенным миросозерцанием, а па более поздних стадиях развития социума и определенными мировоззренческими установками.90 Социокультурный миф занимает основополагающее место в формировании государственной символики, массового символа, а также ряда базовых идей. Символы социокультурного мифа содействуют сплочению этноса, вызывая у людей сходные установки, образы, настроения, присущие всем группам общества. Социокультурный миф и его символика могут изменяться например, в случае утраты этносом его этнической прародины. В этой ситуации при помощи социокультурного мифа формируется стремление социума вернуться на свою этническую прародину. Социокультурный миф транслируется из поколения в поколение, изменяясь, адаптируясь к новым условиям существования общества. На базе социокультурного мифа как явления первого порядка формируются мифы 88 См.: Киселева М.С. Культурные коды и типы культуры // Культурология / Рук. Авт. Коллектива Добрынина В.И. М: О-во «Знание» РФ, 1993. 160 с. С. 69. 89 Зобоа Р.А., Келасьев В.Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации. СПб., Изд-во С.Петерб. Ун-та, 1997; Степнова Л.А. Социальная мифология и проблемы социального мышления.-М.: Сов. спорт, 1999. 160 с. 50 См.: Степнова Л.А. Социальная мифология и проблемы социального мышления. М., 1999.-С. 116. 88 75 2-го порядка национальные, политические, социальные и т.п., поддерживающие существование соответствующих традиций. Таким образом, традиции вписываются в общую канву социокультурного мифа. В свое время П.А. Сорокин отмечал, что социальная группа может иметь различную степень организованности, быть организованной или неорганизованной (социальной системой или скоплением) в зависимости от согласованности или несогласованности главных смыслов-ценностей-норм, в силу которых и ради которых взаимодействуют индивиды. Каждая организованная или неорганизованная реальная социальная группа основывается на некотором наборе культурных ценностей, составляющих ее «сердце и душу», связывающих ее в единство и являющихся самой причиной ее существования. «Главные смыслы-ценности и законы-нормы организованной группы детально определяют права и обязанности каждого ее члена: что, по отношению к кому, когда, в какой мере и при каких условиях каждый член имеет право и обязан сделать или не сделать, допустить или не допустить; каковы в точности функции и роли, которые он должен выполнить/ играть, и каков статус каждого члена в системе взаимодействия, определяемый совокупностью его прав и обязанностей, функций и ролей. Законы-нормы порождают официальный закон и управление группой»91. В том же ключе, как «разделяемые в более или менее массовом порядке императивные, разрушительные или запретительные установки на те или иные способы осуществления различной деятельности или взаимодействия между людьми»92 понимает социальные нормы и А.Я. Флиер. В число норм он включает весьма широкий комплекс социально-регулятивных установок, а именно: «мораль и нравственность обыденного поведения; законодательно закрепленные императивы и запреты, разрешения и ограничения на те или иные поведенческие акты; паттерны сознания и поведения, 91 Сорокин П.Л. Социологические теории современности. М.: ИНИОН РАН, 1992. -194 с. С. 40. 92 Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура. И Общественные науки и современность. 1997. № 2. С. 124-145. С. 125. |