Проверяемый текст
Нахушева Марина Сафарбиевна. Традиция как стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса (Диссертация 2006)
[стр. 62]

между людьми»52 53 понимает социальные нормы и А .Я.
Флиер.
В число норм он включает весьма широкий комплекс социально-регулятивных установок, а именно: «мораль и нравственность обыденного поведения; законодательно закрепленные императивы и запреты, разрешения и ограничения на
тс или иные поведенческие акты; паттерны сознания и поведения, воспроизводящие устойчивые социальные и культурные стереотипы почти в автоматическом режиме (например, бытовая вежливость); образцы поступков и решений, которые воспроизводятся не буквально, но с общей ориентацией на исходные эталоны (например, религиозные и художественные); различные обрядовые и ритуальные, этикетные и церемониальные формы поведения; и, наконец, вся система ценностных установок и ориентации, присущих тому или иному сообществу и вне которых упорядоченная социальная жизнь в обществе практически невозможна».5^ Естественно, что нормы такого рода проистекают из исторического опыта коллективных форм жизнедеятельности людей, накапливаемого всяким сообществом и передаваемого из поколения в поколение.
По мере смены социальных условий жизнедеятельности одни нормы теряют актуальность и отмирают, становятся фактом истории, иные модернизируются, одновременно с первыми формируются и внедряются в общественную практику и совершенно другие нормы, порождаемые изменившимися условиями бытия.
Флиер А .Я.
справедливо полагает, что данная система социальных норм является квинтэссенцией культуры как таковой, порождаемой в процессе накопления и аккумуляции социального опыта, способствует селекции этого опыта и культивированию наиболее оправдавших себя образцов воспроизводства социально эффективной деятельности.

52 Флиер А.Я.
Современная культурология: объект, предмет, структура.
//
Общественные науки и современность.
1997.
№2.
С.
124-145.
С.

125.

53 Флиер А.Я.
Современная культурология:
объекг, предмет, струкгура.
// Общественные науки и современность.
1997.
№ 2.
С.
124-145.
С.

126.

63
[стр. 34]

34 уровни сложности и различные принципы социальной организации и регуляции коллективной жизни людей, исторические типы экзистенциальных ориентации, разные варианты и результаты работы адаптационных механизмов, коммуникативных каналов, моделей социокультурной модернизации и пр.49 Этническая социология изучает социальные процессы в разных этнических средах, этнические процессы в социальных группах, а также этносы во всем их социальном многообразии.
В этносоциологических исследованиях уделяется внимание личности, включенной в этническую группу.
С точки зрения социологии этнические группы рассматриваются как сегменты, части общества, представители которых осознают себя носителями общей культуры и обладают чувством солидарности.50 Этнокультурология, этносоциология и историческая культурология опираются на социально-философскую методологию.
Наиболее общим принципом, позволяющим изучать закономерности общественного развития, а также развития этнической группы и личности, является принцип деятельности.
«Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются через деятельность людей.
Через деятельность личность включается в систему общественных отношений.
Внутриэтнические и межэтнические отношения являются одним из их видов и сопряжены со всей системой общественных отношений»51.
Кроме принципа деятельности, в этносоциологическую методологию входит ряд социологических подходов, заслуживающих упоминания.
Это культурологический подход (изучение влияния культурных феноменов на жизнедеятельность этноса); коллективистский подход (рассмотрение фактов 49 См.: Флиср Л.Я.
Современная культурология: объект, предмет, структура// Общественные науки и современность.
1997.
№2.
С.
124-145.
С.

130-131.
'° Арутюнян Ю.В., Дробижева Д.М., Сусоколов А.А.
Этносоциология.
М.
Аспект Пресс, 1998.
271 с.
51 Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов Л.А.
Этносоциология.
М, 1998.
С.
14.


[стр.,75]

75 2-го порядка национальные, политические, социальные и т.п., поддерживающие существование соответствующих традиций.
Таким образом, традиции вписываются в общую канву социокультурного мифа.
В свое время П.А.
Сорокин отмечал, что социальная группа может иметь различную степень организованности, быть организованной или неорганизованной (социальной системой или скоплением) в зависимости от согласованности или несогласованности главных смыслов-ценностей-норм, в силу которых и ради которых взаимодействуют индивиды.
Каждая организованная или неорганизованная реальная социальная группа основывается на некотором наборе культурных ценностей, составляющих ее «сердце и душу», связывающих ее в единство и являющихся самой причиной ее существования.
«Главные смыслы-ценности и законы-нормы организованной группы детально определяют права и обязанности каждого ее члена: что, по отношению к кому, когда, в какой мере и при каких условиях каждый член имеет право и обязан сделать или не сделать, допустить или не допустить; каковы в точности функции и роли, которые он должен выполнить/ играть, и каков статус каждого члена в системе взаимодействия, определяемый совокупностью его прав и обязанностей, функций и ролей.
Законы-нормы порождают официальный закон и управление группой»91.
В том же ключе, как «разделяемые в более или менее массовом порядке императивные, разрушительные или запретительные установки на те или иные способы осуществления различной деятельности или взаимодействия между людьми»92 понимает социальные нормы и А.Я.
Флиер.
В число норм он включает весьма широкий комплекс социально-регулятивных установок, а именно: «мораль и нравственность обыденного поведения; законодательно закрепленные императивы и запреты, разрешения и ограничения на
те или иные поведенческие акты; паттерны сознания и поведения, 91 Сорокин П.Л.
Социологические теории современности.
М.: ИНИОН РАН, 1992.
-194 с.
С.
40.
92 Флиер А.Я.
Современная культурология:
объект, предмет, структура.

И Общественные науки и современность.
1997.
№ 2.
С.
124-145.
С.

125.


[стр.,76]

76 воспроизводящие устойчивые социальные и культурные стереотипы почти в автоматическом режиме (например, бытовая вежливость); образцы поступков и решений, которые воспроизводятся не буквально, но с общей ориентацией на исходные эталоны (например, религиозные и художественные); различные обрядовые и ритуальные, этикетные и церемониальные формы поведения; и, наконец, вся система ценностных установок и ориентации, присущих тому или иному сообществу и вне которых упорядоченная социальная жизнь в обществе практически невозможна».93 Естественно, что нормы такого рода проистекают из исторического опыта коллективных форм жизнедеятельности людей, накапливаемого всяким сообществом и передаваемого из поколения в поколение.
По мере смены социальных условий жизнедеятельности одни нормы теряют актуальность и отмирают, становятся фактом истории, иные модернизируются, одновременно с первыми формируются и внедряются в общественную практику и совершенно другие нормы, порождаемые изменившимися условиями бытия.
Флиер А.Я.
справедливо полагает, что данная система социальных норм является квинтэссенцией культуры как таковой, порождаемой в процессе накопления и аккумуляции социального опыта, способствует селекции этого опыта и культивированию наиболее оправдавших себя образцов воспроизводства социально эффективной деятельности.

При этом наиболее оправдавшие себя образцы закрепляются в памяти и практике людей посредством нормирования и стандартизации как наиболее социально приемлемые, символизируются в наглядных формах, внедряются в актуальную социальную практику и, что особенно важно, в систему коммуницирования, межпоколенной трансляции, модернизации, изменчивости и т.п.
Нормативно-регулятивные процессы такого рода определяют основные формы деятельности и взаимосвязи людей практически в любой сфере их социальной активности.
«Собственно это и есть сис9' Флиер А.Я.
Современная культурология:
объект, предмет, структура.
// Общественные науки и современность.
1997.
№2.
С.
124-145.
С.

126.

[Back]