Проверяемый текст
Нахушева Марина Сафарбиевна. Традиция как стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса (Диссертация 2006)
[стр. 63]

При этом наиболее оправдавшие себя образцы закрепляются в памяти и практике людей посредством нормирования и стандартизации как наиболее социально приемлемые, символизируются в наглядных формах, внедряются в актуальную социальную практику и, что особенно важно, в систему коммуницирования, межпоколенной трансляции, модернизации, изменчивости и т.п.
Нормативно-регулятивные процессы такого рода определяют основные формы деятельности и взаимосвязи людей практически в любой сфере их социальной активности.
«Собственно
эго и есть системообразующее ядро всякой конкретно-исторической культуры».54 Понятно, что в данном случае речь идет именно о традициях.
Исторически традиция передается внегенетическими способами: устным или письменным путем, посредством примера или нравственного табу.
Освоение традиции и следование ей может происходить как сознательно, так и бессознательно.
Традиция представляет собой абстрагирование от поведения конкретного человека и продуктов его деятельности.
Структурный аспект изучения традиций характеризует их организацию и компоненты, а также определяемые последними варианты классификации традиций.
С этой точки зрения традиция представляет собой сложную систему, включающую различные компоненты и имеющую определенную структуру.
Сюда включаются открытая (устойчивые формы поведения) и скрытая эмоциональная и рациональная стороны (различные повторяющиеся, устойчивые способы мышления и чувствования, верования, символы, стандарты, нормы, правила поведения, знания, ценности, модусы оценки и т.д.) традиции.
За классификационное основание традиций может быть принят любой варьирующийся параметр традиции: социальная направленность (прогрессивные, реакционные или позитивные, негативные и нейтральные); степень развития (нарождающиеся, устоявшиеся и отмирающие); способ
54 Флиср А.Я.
Современная культурология: объект, предмет, структура.
// Общественные науки и современность.
1997.
№2.
С.
124-145.
С.
126
64
[стр. 76]

76 воспроизводящие устойчивые социальные и культурные стереотипы почти в автоматическом режиме (например, бытовая вежливость); образцы поступков и решений, которые воспроизводятся не буквально, но с общей ориентацией на исходные эталоны (например, религиозные и художественные); различные обрядовые и ритуальные, этикетные и церемониальные формы поведения; и, наконец, вся система ценностных установок и ориентации, присущих тому или иному сообществу и вне которых упорядоченная социальная жизнь в обществе практически невозможна».93 Естественно, что нормы такого рода проистекают из исторического опыта коллективных форм жизнедеятельности людей, накапливаемого всяким сообществом и передаваемого из поколения в поколение.
По мере смены социальных условий жизнедеятельности одни нормы теряют актуальность и отмирают, становятся фактом истории, иные модернизируются, одновременно с первыми формируются и внедряются в общественную практику и совершенно другие нормы, порождаемые изменившимися условиями бытия.
Флиер А.Я.
справедливо полагает, что данная система социальных норм является квинтэссенцией культуры как таковой, порождаемой в процессе накопления и аккумуляции социального опыта, способствует селекции этого опыта и культивированию наиболее оправдавших себя образцов воспроизводства социально эффективной деятельности.
При этом наиболее оправдавшие себя образцы закрепляются в памяти и практике людей посредством нормирования и стандартизации как наиболее социально приемлемые, символизируются в наглядных формах, внедряются в актуальную социальную практику и, что особенно важно, в систему коммуницирования, межпоколенной трансляции, модернизации, изменчивости и т.п.
Нормативно-регулятивные процессы такого рода определяют основные формы деятельности и взаимосвязи людей практически в любой сфере их социальной активности.
«Собственно
это и есть сис9' Флиер А.Я.
Современная культурология: объект, предмет, структура.
// Общественные науки и современность.
1997.
№2.
С.
124-145.
С.
126.


[стр.,77]

77 темообразующее ядро всякой конкретно-исторической культуры».94 Понятно, что в данном случае речь идет именно о традициях.
Исторически традиция передается внегенетическими способами: устным или письменным путем, посредством примера или нравственного табу.
Освоение традиции и следование ей может происходить как сознательно, так и бессознательно.
Традиция представляет собой абстрагирование от поведения конкретного человека и продуктов его деятельности.
Структурный аспект изучения традиций характеризует их организацию и компоненты, а также определяемые последними варианты классификации традиций.
С этой точки зрения традиция представляет собой сложную систему, включающую различные компоненты и имеющую определенную структуру.
Сюда включаются открытая (устойчивые формы поведения) и скрытая эмоциональная и рациональная стороны (различные повторяющиеся, устойчивые способы мышления и чувствования, верования, символы, стандарты, нормы, правила поведения, знания, ценности, модусы оценки и т.д.) традиции.
За классификационное основание традиций может быть принят любой варьирующийся параметр традиции: социальная направленность (прогрессивные, реакционные или позитивные, негативные и нейтральные); степень развития (нарождающиеся, устоявшиеся и отмирающие); способ
передачи (устные, письменные, акторные и др.); сферы общественной жизнедеятельности (в зависимости от точки зрения на сферу действия традиций политические, нравственные, эстетические, религиозные и др.; традиции материальной, социально-материальной и духовной культуры и т.
Д.); способы производства и воспроизводства общественной жизни и т.д.
В работах Э.С.
Маркаряна, И.А.
Барсегяна, А.И.
Першица и др.
имеются подходы к созданию общей классификации традиций, интегрирующей все формы традиционности.
Однако пока это только первые шаги, которые 94 Флиер А .Я.
Современная культурология: объект, предмет, структура.
// Общественные науки и современность.
1997.
№2.
С.
124-145.
С.
126

[Back]