передачи (устные, письменные, акторные и др.); сферы общественной жизнедеятельности (в зависимости от точки зрения на сферу действия традиций политические, нравственные, эстетические, религиозные и др.; традиции материальной, социально-материальной и духовной культуры и т. Д.); способы производства и воспроизводства общественной жизни и т.д. В работах Э.С. Маркаряна, И.А. Барсегяиа, А.И. Першица и др. имеются подходы к созданию общей классификации традиций, интегрирующей все формы традиционности. Однако пока это только первые шаги, которые сдерживаются многими факторами, в частности недостаточно четким пониманием структуры социума. Дальнейшая работа над общей классификацией традиций осложнена наличием множества параметров традиции (оснований классификации). Поэтому в каждом отдельном случае в соответствии с конкретными целями исследования можно успешно пользоваться тем или иным типом классификации из числа имеющихся. Функциональный подход к рассмотрению традиций реализуется посредством анализа их функций. Говоря о функциях традиций, мы разделяем мнение большинства авторов, которые в качестве фундаментальной и основной справедливо называют функцию аккумуляции и передачи социального опыта новым поколениям. Среди прочих функций традиций важны такие тесно связанные между собой функции, как регулятивная и нормативная. Нормативная функция, или иначе функция ориентирования на определенные ценности, находит выражение в предписании члену общества следовать определенным правильным и предпочтительным формам поведения. В силу своего нормативного характера традиция, ограничивая произвол, способствует регуляции отношений между людьми в обществе, направлена на согласование внутренних процессов. Значимость регуляции в культуре косвенно подтверждается тем, что культурология как наука изучает человека и общество «в ракурсе анализа экстраутилитарных регулятивных начал в человеческой жизнедеятельности. Под экстраутилитарными 65 I |
77 темообразующее ядро всякой конкретно-исторической культуры».94 Понятно, что в данном случае речь идет именно о традициях. Исторически традиция передается внегенетическими способами: устным или письменным путем, посредством примера или нравственного табу. Освоение традиции и следование ей может происходить как сознательно, так и бессознательно. Традиция представляет собой абстрагирование от поведения конкретного человека и продуктов его деятельности. Структурный аспект изучения традиций характеризует их организацию и компоненты, а также определяемые последними варианты классификации традиций. С этой точки зрения традиция представляет собой сложную систему, включающую различные компоненты и имеющую определенную структуру. Сюда включаются открытая (устойчивые формы поведения) и скрытая эмоциональная и рациональная стороны (различные повторяющиеся, устойчивые способы мышления и чувствования, верования, символы, стандарты, нормы, правила поведения, знания, ценности, модусы оценки и т.д.) традиции. За классификационное основание традиций может быть принят любой варьирующийся параметр традиции: социальная направленность (прогрессивные, реакционные или позитивные, негативные и нейтральные); степень развития (нарождающиеся, устоявшиеся и отмирающие); способ передачи (устные, письменные, акторные и др.); сферы общественной жизнедеятельности (в зависимости от точки зрения на сферу действия традиций политические, нравственные, эстетические, религиозные и др.; традиции материальной, социально-материальной и духовной культуры и т. Д.); способы производства и воспроизводства общественной жизни и т.д. В работах Э.С. Маркаряна, И.А. Барсегяна, А.И. Першица и др. имеются подходы к созданию общей классификации традиций, интегрирующей все формы традиционности. Однако пока это только первые шаги, которые 94 Флиер А .Я. Современная культурология: объект, предмет, структура. // Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 124-145. С. 126 78 сдерживаются многими факторами, в частности недостаточно четким пониманием структуры социума. Дальнейшая работа над общей классификацией традиций осложнена наличием множества параметров традиции (оснований классификации). Поэтому в каждом отдельном случае в соответствии с конкретными целями исследования можно успешно пользоваться тем или иным типом классификации из числа имеющихся. Функциональный подход к рассмотрению традиций реализуется посредством анализа их функций. Говоря о функциях традиций, мы разделяем мнение большинства авторов, которые в качестве фундаментальной и основной справедливо называют функцию аккумуляции и передачи социального опыта новым поколениям. Среди прочих функций традиций важны такие тесно связанные между собой функции, как регулятивная и нормативная. Нормативная функция, или иначе функция ориентирования на определенные ценности, находит выражение в предписании члену общества следовать определенным правильным и предпочтительным формам поведения. В силу своего нормативного характера традиция, ограничивая произвол, способствует регуляции отношений между людьми в обществе, направлена на согласование внутренних процессов. Значимость регуляции в культуре косвенно подтверждается тем, что культурология как наука изучает человека и общество «в ракурсе анализа экстраутилитарных регулятивных начал в человеческой жизнедеятельности. Под экстраутилитарными началами понимаются такие элементы мотивации в деятельности человека, которые ... требуют от него выбора способа, наиболее приемлемого по нравственным, моральным, мировоззренческим, религиозным, этическим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в данном сообществе».95 Флнер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура. // Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 124-145. С. 127. |