началами понимаются такие элементы мотивации в деятельности человека, которые ... требуют от него выбора способа, наиболее приемлемого по нравственным, моральным, мировоззренческим, религиозным, этическим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в данном сообществе».55 Не менее важна и выполняемая традициями функция социализации индивидов, включения их в систему социальных ценностей и ориентации через воспроизведение уроков прошлой практики, восприятие ушедших в историю и действующих традиций своего народа. Усвоение традиций индивидом в процессе социализации и инкультурации побуждает индивида к творчеству. Каждый индивид вносит свои индивидуализирующие коррективы в усвоенные системы знаний, умений и навыков, формирует свою личностную микросистему социокультурных свойств, отличающую именно данного индивида и выражающуюся в неповторимом индивидуальном стиле жизнедеятельности и характерном «почерке» его личной культуры. Поэтому традиции несут большой мировоззренческий и воспитательный потенциал. Каждый этнос вырабатывает свою специфическую всеобъемлющую модель взаимодействия с природой, свой способ жизнедеятельности. Этнические традиции выступают в качестве комплекса информационных моделей деятельности, используемых для успешного решения типовых проблем жизни этноса. В связи с этим в современной науке обращается внимание на этнокультурные архетипы. Понятие «архетип» (от греч. прообраз, первоначало, образец) было развито Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961) в работах по аналитической психологии как атрибут коллективного бессознательного. По Юнгу, коллективное бессознательное включает в себя память всего человеческого 55 Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура. // Общественные науки и современность. 1997. 2. С. 124-145. С. 127. 66 |
78 сдерживаются многими факторами, в частности недостаточно четким пониманием структуры социума. Дальнейшая работа над общей классификацией традиций осложнена наличием множества параметров традиции (оснований классификации). Поэтому в каждом отдельном случае в соответствии с конкретными целями исследования можно успешно пользоваться тем или иным типом классификации из числа имеющихся. Функциональный подход к рассмотрению традиций реализуется посредством анализа их функций. Говоря о функциях традиций, мы разделяем мнение большинства авторов, которые в качестве фундаментальной и основной справедливо называют функцию аккумуляции и передачи социального опыта новым поколениям. Среди прочих функций традиций важны такие тесно связанные между собой функции, как регулятивная и нормативная. Нормативная функция, или иначе функция ориентирования на определенные ценности, находит выражение в предписании члену общества следовать определенным правильным и предпочтительным формам поведения. В силу своего нормативного характера традиция, ограничивая произвол, способствует регуляции отношений между людьми в обществе, направлена на согласование внутренних процессов. Значимость регуляции в культуре косвенно подтверждается тем, что культурология как наука изучает человека и общество «в ракурсе анализа экстраутилитарных регулятивных начал в человеческой жизнедеятельности. Под экстраутилитарными началами понимаются такие элементы мотивации в деятельности человека, которые ... требуют от него выбора способа, наиболее приемлемого по нравственным, моральным, мировоззренческим, религиозным, этическим и иным ценностным соображениям и правилам, распространенным в данном сообществе».95 Флнер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура. // Общественные науки и современность. 1997. №2. С. 124-145. С. 127. 79 Не менее важна и выполняемая традициями функция социализации индивидов, включения их в систему социальных ценностей и ориентации через воспроизведение уроков прошлой практики, восприятие ушедших в историю и действующих традиций своего народа. Усвоение традиций индивидом в процессе социализации и инкультурации побуждает индивида к творчеству. Каждый индивид вносит свои индивидуализирующие коррективы в усвоенные системы знаний, умений и навыков, формирует свою личностную микросистему социокультурных свойств, отличающую именно данного индивида и выражающуюся в неповторимом индивидуальном стиле жизнедеятельности и характерном «почерке» его личной культуры. Поэтому традиции несут большой мировоззренческий и воспитательный потенциал. Каждый этнос вырабатывает свою специфическую всеобъемлющую модель взаимодействия с природой, свой способ жизнедеятельности. Этнические традиции выступают в качестве комплекса информационных моделей деятельности, используемых для успешного решения типовых проблем жизни этноса. В связи с этим в современной науке обращается внимание на этнокультурные архетипы. Понятие «архетип» (от греч. прообраз, первоначало, образец) было развито Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961) в работах по аналитической психологии как атрибут коллективного бессознательного. По Юнгу, коллективное бессознательное включает в себя память всего человеческого рода, оно присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Архетипы коллективного бессознательного играют роль своеобразных когнитивных эталонов, на которые ориентируется инстинктивное поведение. В архетипах передается накопившийся опыт тех ситуаций, в которых бесконечному числу предков современного человека приходилось действовать определенным образом. Это когнитивная структура, в которой в краткой форме содержится родовой опыт. Юнг полагал, что в отличие от инстинктов. |