рода, оно присуще всем людям, передается по наследству и является основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Архетшт::^-^ коллективного бессознательного играют роль своеобразных когнитивнь.^ эталонов, на которые ориентируется инстинктивное поведение. В архетип^^^ передается накопившийся опыт тех ситуаций, в которых бесконечно числу предков современного человека приходилось действовать опредг,^^ ленным образом. Эго когнитивная структура, в которой в краткой форзх^ содержится родовой опыт. Юнг полагал, что в отличие от инстинкте* ^ представляющих собой врожденные алгоритмы программы поведен архетипы являются регуляторами психики, априорными формами, котор^^. передаются по наследству биологически, а не посредством культур г* ’Ч традиции. Архетипические образы наделены огромной духовной энергией ^г. встреча с ними может' вызвать сильные эмоции и привести к трансформагд^^ индивидуального сознания56. Современная психология не признает наличия у человека инстинкто^ отрицает возможность биологической передачи культурного опы-^ Поэтому идеи Юнга транспонируются в другую тональность. Понятие ^1. хетипа используется для обозначения совокупности общих черт, сюжето^ образов, характерных для многих религиозных, литературных, кулыур1.1х> традиций. Коллективное бессознательное проявляется в групповых (соц^ альных) представлениях и действиях людей, и в первую очередь, в сфере культуры как способа организации социума. Именно в этой сфере особе*-хНо сильна роль традиций, в которых человечество «прорастает» в глубочайтц^ пласты своей истории, и они существенным образом определя!0т моделирование социальных новаций. В культуре, понятой как «ненаследственная память коллектива» д Успенский), культурные архетипы выступают в качестве спонтацНо действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентацИи 56 См.: Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое ц настоящее. М, 1995; Юнг К.Г. Человек и его символы. -СПб., 1996. 67 |
79 Не менее важна и выполняемая традициями функция социализации индивидов, включения их в систему социальных ценностей и ориентации через воспроизведение уроков прошлой практики, восприятие ушедших в историю и действующих традиций своего народа. Усвоение традиций индивидом в процессе социализации и инкультурации побуждает индивида к творчеству. Каждый индивид вносит свои индивидуализирующие коррективы в усвоенные системы знаний, умений и навыков, формирует свою личностную микросистему социокультурных свойств, отличающую именно данного индивида и выражающуюся в неповторимом индивидуальном стиле жизнедеятельности и характерном «почерке» его личной культуры. Поэтому традиции несут большой мировоззренческий и воспитательный потенциал. Каждый этнос вырабатывает свою специфическую всеобъемлющую модель взаимодействия с природой, свой способ жизнедеятельности. Этнические традиции выступают в качестве комплекса информационных моделей деятельности, используемых для успешного решения типовых проблем жизни этноса. В связи с этим в современной науке обращается внимание на этнокультурные архетипы. Понятие «архетип» (от греч. прообраз, первоначало, образец) было развито Карлом-Густавом Юнгом (1875-1961) в работах по аналитической психологии как атрибут коллективного бессознательного. По Юнгу, коллективное бессознательное включает в себя память всего человеческого рода, оно присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Архетипы коллективного бессознательного играют роль своеобразных когнитивных эталонов, на которые ориентируется инстинктивное поведение. В архетипах передается накопившийся опыт тех ситуаций, в которых бесконечному числу предков современного человека приходилось действовать определенным образом. Это когнитивная структура, в которой в краткой форме содержится родовой опыт. Юнг полагал, что в отличие от инстинктов. 80 представляющих собой врожденные алгоритмы программы поведения, архетипы являются регуляторами психики, априорными формами, которые передаются по наследству биологически, а не посредством культурной традиции. Архетипические образы наделены огромной духовной энергией, встреча с ними может вызвать сильные эмоции и привести к трансформации индивидуального сознания96. Современная психология не признает наличия у человека инстинктов, отрицает возможность биологической передачи культурного опыта. Поэтому идеи Юнга транспонируются в другую тональность. Понятие архетипа используется для обозначения совокупности общих черт, сюжетов, образов, характерных для многих религиозных, литературных, культурных традиций. Коллективное бессознательное проявляется в групповых (социальных) представлениях и действиях людей, и в первую очередь, в сфере культуры как способа организации социума. Именно в этой сфере особенно сильна роль традиций, в которых человечество «прорастает» в глубочайшие пласты своей истории, и они существенным образом определяют моделирование социальных новаций. В культуре, понятой как «ненаследственная память коллектива» (Б.А. Успенский), культурные архетипы выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта. Сохраняя и воспроизводя коллективный опыт культурогснеза, универсальные культурные архетипы обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития. Этнокультурные архетипы рассматриваются как константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности. В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художест96 См.: Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991; Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. М, 1995; Юнг К.Г. Человек и его символы. -СПб., 1996. |