Проверяемый текст
Нахушева Марина Сафарбиевна. Традиция как стабилизирующий фактор социокультурной динамики этноса (Диссертация 2006)
[стр. 67]

коллективного опыта.
Сохраняя и воспроизводя коллективный опыт
культурогенеза, универсальные культурные архетипы обеспечивают преемственность и единство обще культурного развития.
Этнокультурные архетипы рассматриваются как константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности.
В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера,
художественного творчества и исторической судьбы народа.
Василькова В.В.
отмечает, что мироорганизация по законам бессознательного является важнейшим аспектом социальной самоорганизации.
«Человек и человеческое сообщество в своей эволюции стремится организовать свое социальное пространство, социальные отношения, социальную идеологию и социальные идеалы по законам миропорядка, сгруппированным и выраженным в архетипических символах и
смыслах».3.
Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть как бы «шаг в прошлое», возвращение к архаичным качествам духовности, вместе с тем усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, поскольку этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа.
Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности этнической культуры.
Учитывая вышесказанное, подчеркнем, что этнокультурные архетипы можно рассматривать как важнейшие духовные традиции этноса.
Если каждый этнос видит мир сквозь свою призму представлений о способе и характере действия человека в мире, то эти представления могут стать инструментом рационализации мира как арены деятельности человека.
Модели познания мира остаются неизменными на протяжении всей
17 Василькова В.В.
Порядок и хаос п развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации): СПб.: Лань, 1999.
480 с.
С.
376
68
[стр. 80]

80 представляющих собой врожденные алгоритмы программы поведения, архетипы являются регуляторами психики, априорными формами, которые передаются по наследству биологически, а не посредством культурной традиции.
Архетипические образы наделены огромной духовной энергией, встреча с ними может вызвать сильные эмоции и привести к трансформации индивидуального сознания96.
Современная психология не признает наличия у человека инстинктов, отрицает возможность биологической передачи культурного опыта.
Поэтому идеи Юнга транспонируются в другую тональность.
Понятие архетипа используется для обозначения совокупности общих черт, сюжетов, образов, характерных для многих религиозных, литературных, культурных традиций.
Коллективное бессознательное проявляется в групповых (социальных) представлениях и действиях людей, и в первую очередь, в сфере культуры как способа организации социума.
Именно в этой сфере особенно сильна роль традиций, в которых человечество «прорастает» в глубочайшие пласты своей истории, и они существенным образом определяют моделирование социальных новаций.
В культуре, понятой как «ненаследственная память коллектива» (Б.А.
Успенский), культурные архетипы выступают в качестве спонтанно действующих устойчивых структур обработки, хранения и репрезентации коллективного опыта.
Сохраняя и воспроизводя коллективный опыт
культурогснеза, универсальные культурные архетипы обеспечивают преемственность и единство общекультурного развития.
Этнокультурные архетипы рассматриваются как константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности.
В каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера,
художест96 См.: Юнг К.Г.
Архетип и символ.
М., 1991; Юнг К.Г.
Аналитическая психология: Прошлое и настоящее.
М, 1995; Юнг К.Г.
Человек и его символы.
-СПб., 1996.


[стр.,81]

8) венного творчества и исторической судьбы народа.
Василькова В.В.
отмечает, что мироорганизация по законам бессознательного является важнейшим аспектом социальной самоорганизации.
«Человек и человеческое сообщество в своей эволюции стремится организовать свое социальное пространство, социальные отношения, социальную идеологию и социальные идеалы по законам миропорядка, сгруппированным и выраженным в архетипических символах и
смыслах».97 Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть как бы «шаг в прошлое», возвращение к архаичным качествам духовности, вместе с тем усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, поскольку этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа.
Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности этнической культуры.
Учитывая вышесказанное, подчеркнем, что этнокультурные архетипы можно рассматривать как важнейшие духовные традиции этноса.
Если каждый этнос видит мир сквозь свою призму представлений о способе и характере действия человека в мире, то эти представления могут стать инструментом рационализации мира как арены деятельности человека.
Модели познания мира остаются неизменными на протяжении всей
жизни этноса.
Не случайно С.В.
Лурье называет эти представления этническими константами.
С помощью последних люди рационализируют мир таким образом, чтобы в нем стала принципиально возможна человеческая деятельность.
«Этнические константы включают в себя представления, описывающие мир в качестве арены действия, т.е.
сведения о локализации источника зла, локализации источника добра, о поле действия, условиях действия человека, о способе действия, при котором добро побеждает 97 Василькова В.В.
Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации).
СПб.: Лань, 1999.
480 с.
С.
376

[Back]