жизни этноса. Не случайно С.В. Лурье называет эти представления этническими константами. С помощью последних люди рационализируют мир таким образом, чтобы в нем стала принципиально возможна человеческая деятельность. «Этнические константы включают в себя представления, описывающие мир в качестве арены действия, т.е. сведения о локализации источника зла, локализации источника добра, о поле действия, условиях действия человека, о способе действия, при котором добро побеждает со зло». Структура названных констант специфична для каждого этноса. Реконструкция системы этнических констант выглядит как динамическая модель взаимодействия «образов», и этническими константами являются именно эти взаимосвязи, взаимозависимости. Человек вписывает свое поведение в целостную систему взаимосвязей и взаимодействий, ощущая себя одним из компонентов этой находящейся в непрестанном движении системы. Этническая культура в значительной степени способствует формированию именно такою видения мира. Традиция, выступающая процессом научения и трансляции культурного опыта, сама является важнейшим механизмом поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Вместе с тем, этническая традиция это не только трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению, но и соблюдение строгого следования таким формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с представителями других групп в стандартных ситуациях. Этому процессу благоприятствует то обстоятельство, что под действием традиции в ходе социализации индивид может и осваивать, и отходить от стандартного этноспецифичного опыта. Традиция выполняет также функцию селективного механизма по отношению к инновациям. Благодаря действию традиции из инноваций 38 Лурье С.В. Восприятие народом осваиваемой территории // Общественные науки и современность. 1998. № 5. С. 61-74. С. 64. г 69 |
8) венного творчества и исторической судьбы народа. Василькова В.В. отмечает, что мироорганизация по законам бессознательного является важнейшим аспектом социальной самоорганизации. «Человек и человеческое сообщество в своей эволюции стремится организовать свое социальное пространство, социальные отношения, социальную идеологию и социальные идеалы по законам миропорядка, сгруппированным и выраженным в архетипических символах и смыслах».97 Согласно Юнгу, актуализация архетипа есть как бы «шаг в прошлое», возвращение к архаичным качествам духовности, вместе с тем усиление архетипического может быть и проекцией в будущее, поскольку этнокультурные архетипы выражают не только опыт прошлого, но и чаяние будущего, мечту народа. Активное присутствие этнокультурных архетипов является важным условием сохранения самобытности и целостности этнической культуры. Учитывая вышесказанное, подчеркнем, что этнокультурные архетипы можно рассматривать как важнейшие духовные традиции этноса. Если каждый этнос видит мир сквозь свою призму представлений о способе и характере действия человека в мире, то эти представления могут стать инструментом рационализации мира как арены деятельности человека. Модели познания мира остаются неизменными на протяжении всей жизни этноса. Не случайно С.В. Лурье называет эти представления этническими константами. С помощью последних люди рационализируют мир таким образом, чтобы в нем стала принципиально возможна человеческая деятельность. «Этнические константы включают в себя представления, описывающие мир в качестве арены действия, т.е. сведения о локализации источника зла, локализации источника добра, о поле действия, условиях действия человека, о способе действия, при котором добро побеждает 97 Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). СПб.: Лань, 1999. 480 с. С. 376 82 зло».98 Структура названных констант специфична для каждого этноса. Реконструкция системы этнических констант выглядит как динамическая модель взаимодействия «образов», и этническими константами являются именно эти взаимосвязи, взаимозависимости. Человек вписывает свое поведение в целостную систему взаимосвязей и взаимодействий, ощущая себя одним из компонентов этой находящейся в непрестанном движении системы. Этническая культура в значительной степени способствует формированию именно такого видения мира. Традиция, выступающая процессом научения и трансляции культурного опыта, сама является важнейшим механизмом поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Вместе с тем, этническая традиция это не только трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению, но и соблюдение строгого следования таким формам. Благодаря действию механизма традиции структурируется опыт социокультурной идентификации, упорядочиваются взаимодействия с представителями других групп в стандартных ситуациях. Этому процессу благоприятствует то обстоятельство, что под действием традиции в ходе социализации индивид может и осваивать, и отходить от стандартного этноспецифичного опыта. Традиция выполняет также функцию селективного механизма по отношению к инновациям. Благодаря действию традиции из инноваций отбираются только те, которые не оказывают разрушительного воздействия на этноспецифичные черты социума, и отвергаются те, которые грозят последнему серьезными структурными изменениями. В то же время, поскольку источником культурных инноваций всегда является индивидуальный опыт людей, интеграция нового в культуру этнической группы предполагает наделение этого опыта через механизм традиции культурно специфичными чертами. Функционирование традиций п Лурье С.В. Восприятие народом осваиваемой территории // Общественные науки и современность. 1998. №5.0.61-74. С. 64. |