Проверяемый текст
Бестаева Эмма Шамиловна. Проблемы идентификации личности в этнокультуре (Диссертация 2009)
[стр. 72]

гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства.
Однако культура, которая «создается» ими, только до определенного времени «непонятна» народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности.
Хотя творцы национальной культуры
выступаю! от имени народа, обращаются к его историческому опыту и мудрости, тем не менее дистанция между двумя культурами—этнической и национальной довольно велика.
Самые обычные типы поведения складываются, прежде всего, на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте.
Образец укладывается в какую то часть деятельности, ее отрезок,
нс подверженный четкому делению, изменению или рефлексии.
Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд»,
60 «ритуал», «нравы».
Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в примитивных этнографических обществах, в устойчивой бытовой
среде, инертных социальных группах, он присутствует и па более продвинутых ступенях.
Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт
передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду.
Тем не менее, считать, что обычные правила являются исключительно консервативными и реакционными, было бы неверно.
Напротив, обычные правила, способствуя стабильности социальных отношений, могут играть прогрессивную роль.
Известно, что общество, наряду с переменами, испытывает потребность и в стабильности, чему способствуют обычные правила.
Последние
же возникают спонтанно и чаще всего выполняются без 60 60 Абдулатипов Р.
Национальная политика России должна быть
местной и демократичной.
Послание Президенту Российской Федерации Ельцину Б.Н.
о федеративной и национальной политике//Независимая газета.
1995.
14 марта.
С.
102.

73
[стр. 96]

характерные именно для данной национальной общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции (при этом в качестве этноопределяющих признаков могут выступать и заведомо заимствованные элементы).
Восприятие индивидом своей национальной культуры обычно является главным результатом функционирования его самосознания.
Обмен элементами национальной культуры между разными этносами составляет важнейший фактор их существования.
В государстве, однородном в лингвистическом и этническом отношении, может присутствовать одна национальная культура.
Создателем национальной культуры выступают не этносы в целом, а образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники— гуманитарии, берущие на себя ответственность за духовное и политическое развитие своего государства.
Однако культура, которая «создается» ими, только до определенного времени «непонятна» народу, поскольку несет на себе отпечаток элитарности.
Хотя творцы национальной культуры
выступают от имени народа, обращаются к его историческому опыту и мудрости, тем не менее дистанция между двумя культурами—этнической и национальной довольно велика.
Самые обычные типы поведения складываются, прежде всего, на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте.
Образец укладывается в какую то часть деятельности, ее отрезок,
не подверженный четкому делению, изменению или рефлексии.
Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд»,
90 «ритуал», «нравы».
Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в примитивных этнографических обществах, в устойчивой бытовой
50 Абдулатипов Р.
Национальная политика России должна быть
честной и демократичной.
Послание Президенту Российской Федерации Ельцину Б.Н.
о федеративной и национальной политике //Независимая газета.
1995.
14 марта.
С.
102.

96

[стр.,97]

среде, инертных социальных группах, он присутствует и на более продвинутых ступенях.
Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт
передастся из поколения в поколение и от индивида к индивиду.
Тем не менее, считать, что обычные правила являются исключительно консервативными и реакционными, было бы неверно.
Напротив, обычные правила, способствуя стабильности социальных отношений, могут играть прогрессивную роль.
Известно, что общество, наряду с переменами, испытывает потребность и в стабильности, чему способствуют обычные правила.
Последние
лее возникают спонтанно и чаще всего выполняются без затруднений, вследствие чего нет необходимости в том, чтобы общество устанавливало и применяло санкции к тем, кто их нарушает.91 92 В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой то принцип, параметр деятельности, что составляет определенную 92 меру вариативности поведения и его усложнения.
Из всего перечня классификации норм Г.
Парсонса93, мы выделяем культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами, так как в локальной субкультуре принято говорить на «своем» языке, читать и писать, любить музыку своего народа, поддерживать стиль и символику своей культуры.
Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования.
Нормы определены в критериях грамотности владения языком.
Язык выступает как наиболее универсальное средство но сравнению с другими знаковыми системами культуры.
Так, язык в состоянии передать временные измерения (настоящее, прошедшее и будущее), модальность, лицо и т.
д.
Развитый язык обладает огромным запасом словесных значений, и притом 91 Маркович Д.
Ж.
Общая социология: УчебникТПср с сербского.
М.: Гуманит.
Изд.
Центр ВЛАДОС, 1998.
С.
322.
92 Там же.
С.
104.
<я Парсонс Т.
Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования.
М., 1984 с.
56.
97

[стр.,166]

БИБЛИОГРАФИЯ 1.
Абдулатипов Р.
Национальная политика России должна быть
честной и демократичной.
Послание Президенту Российской Федерации Ельцину Б.Н.
о федеративной и национальной политике //Независимая газета.
1995.
14 марта.
С.
102.

2.
Авдуевская Е.П., Баклушинский С.А.
Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностнонормативные ориентации старшеклассника.
'Груды по социологии образования.
М.: ЦСО РАО, 1995.
3.
Аванесова Г.А.
Динамика культуры.
Вып.
1 -2.
-М., 1997.
4.
Агеев В.С.
Межгрупиовое взаимодействие.
Социальнопсихологические проблемы/ В.С.
Агеев.
М., 1990.
5.
Аллен У., Фарли Р.
Цвет кожи и качество жизни в Америке//Черная Америка в 80е годы.
М., 1989.
6.
Андреева Г.
М.
Психология социального познания.
М.: Аспект Пресс, 1997.
7.
Андреева Г.М.
Социальная психология.
М.: Аспект Пресс, 1996.
8.
Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко Т.Г'., Тихомандрицкая О.А.
Уровень социальной стабильности и особенности социализации в старшем школьном возрасте // Вестник Моек, ун-та.
Сер.
14.
Психология.
1997.
№4.
9.
Андреева Г.М.
Психология социального познания: Учебное пособие для высших учебных заведений.
М.: Аспект Пресс, 1997.
С.
153-154.
10.
Арутюнов С.
А.
Этничность объективная реальность// Этнографическое обозрение.
1995.
№ 5.
11 .Арутюнов С.А.
Диаспора это процесс.
Этногр.
обозрение.
2000.
№ 2.
12.Арутюнян Ю.
В., Дробижева Л.
М.
Этносоциология М.: Аспект Пресс, 1998 .
167

[Back]