Проверяемый текст
Бестаева Эмма Шамиловна. Проблемы идентификации личности в этнокультуре (Диссертация 2009)
[стр. 81]

Но этнические общности иерархичны (таксонимически разноценны), наряду с основными единицами их классификации этносами могут быть выделены таксоны более низкого и более высокого порядков (субэтнические или этнографические и этнолингвистические общности), при этом одна и та же совокупность людей может одновременно входить в состав нескольких этнических общностей разного таксонимического уровня.
Можно сказать, что главным признаком народа является его язык.
Он есть символ этноса, важнейший и решающий компонент той или иной этнической общности.
Как было показано выше, язык тесно связан с культурой говорящего на нем народа хотя бы потому, что духовная культура народа в значительной мере также выражается и на его родном языке.
Поэтому для любого народа очень важным отличительным признаком являются и его культурно-бытовые особенности.
Их народ вырабатывает на протяжении своей многовековой истории и передает из поколения в
поколение.
Взаимосвязанные между собой элементы культуры составляют так называемую "культурную традицию".
Если какой либо народ утрачивает свою культурную специфику, свой язык, он перестает существовать как самостоятельный этнос, исчезает.
Нередко этнические территории сокращались из-за истребительных войн, эпидемий и т.д.
Однако не менее страшную роль в исчезновении этнических территорий и потере культурно-языковых особенностей играют процессы ассимиляции, т.

е.
постепенного поглощения более мелких народов более крупными, путем мирного или насильственного усвоения чужой культуры и языка.
В подобных случаях, хотя народы и не вымирают биологически, но исчезают с исторической арены.
Имеют место, конечно, процессы бикультурализма, билингвизма, аккультурации со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В последнее время дает о себе знать и проблема вестернизации.
При этом восприятие т.
н.
"западной" культуры часто происходит и в вульгаризированной, уродливой форме.

82
[стр. 103]

осознается этническое свое родство.
Между отдельными, локальными группами существует экономическое, политическое и территориальное единство, их можно рассматривать не только как этническую общность, но и как этнос, исходя из современного понимания и трактовки понятия этнос.
По мнению Ю.
В.
Бромлея, этнос может быть определен как исторически сложившаяся совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других таких же образований.
Более лаконично в современной науке этнос чаще всего определяется как осознанная культурно-языковая общность.
Несмотря на явления, существенно меняющие конфигурацию, структуру и облик этноса на разных этапах его этнической истории, этнос, непрерывно сохраняющий свое самосознание и самоназвание, сохраняет тем самым преемственность своего существования, или иначе самосознание и неразрывно связанное с ним самоназвание суть решающие демаркаторы этноса.
Но этнические общности иерархичны (таксонимически разноценны), наряду с основными единицами их классификации этносами могут быть выделены таксоны более низкого и более высокого порядков
(субэтническис или этнографические и этнолингвистические общности), при этом одна и та же совокупность людей может одновременно входить в состав нескольких этнических общностей разного таксонимического уровня.
Можно сказать, что главным признаком народа является его язык.
Он есть символ этноса, важнейший и решающий компонент той или иной этнической общности.
Как было показано выше, язык тесно связан с культурой говорящего на нем народа хотя бы потому, что духовная культура народа в значительной мере также выражается и на его родном языке.
Поэтому для любого народа очень важным отличительным признаком являются и его культурно-бытовые особенности.
Их народ вырабатывает на протяжении своей многовековой истории и передает из поколения в
103

[стр.,104]

поколение.
Взаимосвязанные между собой элементы культуры составляют так называемую "культурную традицию".
Если какой либо народ утрачивает свою культурную специфику, свой язык, он перестает существовать как самостоятельный этнос, исчезает.
Нередко этнические территории сокращались из-за истребительных войн, эпидемий и т.д.
Однако не менее страшную роль в исчезновении этнических территорий и потере культурно-языковых особенностей играют процессы ассимиляции, т.

с.
постепенного поглощения более мелких народов более крупными, путем мирного или насильственного усвоения чужой культуры и языка.
В подобных случаях, хотя народы и не вымирают биологически, но исчезают с исторической арены.
Имеют место, конечно, процессы бикультурализма, билингвизма, аккультурации со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В последнее время дает о себе знать и проблема вестернизации.
При этом восприятие т.
н.
"западной" культуры часто происходит и в вульгаризированной, уродливой форме.

Процесс интернационализации, т.е.
всемирной интеграции культуры, шел, и будет идти с тех пор и до тех, пока существует сама культура, и он состоит в постоянном приобщении всего человечества к наиболее прогрессивным культурным инновациям.
В то же время само понятие «этничности» носит спорный характер.
Например, Ф.
Барт говорит о «ситуативной этничности» и акцентирует внимание на конструируемых культурных маркерах, определяющих границы между этническими группами; по его мнению, такие группы могут рассматриваться как своеобразные «сосуды», в которых границы играют главную роль но сравнению с «содержимым».
А.
Коэн более радикален и видит в этнических конструктах политические инструменты в борьбе элит за материальные ресурсы.
При этом представителям функционального подхода присущ взгляд на этничность как на интеллектуальную конструкцию.
«Порождаемое на основе культурных различий чувство национальной (этнической^ принадлежности и формулируемые в его контексте мифы, 104

[Back]