подразделяется на два основных вида: «бинарный» и «прогрессистский». Бинарный вариант предусматривает включение в понятие культуры как положительных, так и отрицательных ценностей. Прогрессистский трактует культуру как совокупность ценностей положительных. Как справедливо замечают по этому поводу Е.А. Вавилин и В.П. Фофанов, если культуру сводить только к положительным ценностям, то к чему тогда можно отнести проявления жестокости, необузданности и дикости.69 Вряд ли можно игнорировать их в культурологии, так как положительные и отрицательные явления рассматриваются как соотносительные характеристики. Культуру определяют не только как совокупность ценностей или просто достижений человека в области науки, искусства, просвещения. Некоторые коренные социокультурные процессы второй половины двадцатого века, предопределившие сдвиг понятия культуры с маргинального положения в центр человеческого бытия, заставили исследователей взглянуть на это понятие не только как на частную категорию, интересующую, например, этнографию, но и как на фундаментальную, методологическую категорию философии, фиксирующую определенную целостность человеческого мира. В таком понимании культура представляет собой социальную память, информационно-целостную программу человеческой деятельности, творчества, т.е. специфически человеческий способ жизни, способ общественного самовоспроизводства. В качестве такой широкой категории культура выступает как совокупность исторически обусловленных форм отношения человека к природе, обществу и самому себе. В таком подходе к культуре отражается «стремление уловить и зафиксировать непосредственно-жизненное взаимодействие человека с действительностью, общественно исторически детерминированное отражение форм и способов взаимодействия во 69 См.: Вавилин Е.Л., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. Новосибирск: Наука, 1983.-С. 37. 90 |
действительности»52. Некоторые коренные социокультурные процессы второй половины двадцатого века, предопределившие сдвиг понятия культуры с маргинального положения в центр человеческого бытия, заставили исследователей взглянуть на это понятие не только как на частную категорию, интересующую, например, этнографию, но и как на фундаментальную, методологическую категорию философии, ф и к с и р у ю щ у ю определенную целостность человеческого мира. Б таком понимании культура представляет собой социальную память, информационно-целостную программу человеческой деятельности, творчества, т.е. специфически человеческий способ жизни, способ общественного самовоспроизводства. В качестве такой широкой категории культура выступает как совокупность исторически обусловленных форм отношения человека к природе, обществу и самому себе. В таком подходе к культуре отражается «стремление уловить и зафиксировать непосредственно-жизненное взаимодействие человека с действительностью, общественно исторически детерминированное отражение форм и способов взаимодействия во внутреннем мире людей, в их поведении, отношениях друг другу, повседневS3 ному быту». Поскольку в культуре воспроизводится и транслируется совокупный духовный опыт людей, общение выступает универсальным, необходимым условием существования культуры. Феномен общения как бы пронизывает всю культуру, выступая се структурой, охватывающей как внутренние взаимосвязи, так и взаимосвязи внешние. Именно на основе одновременного процесса единения-обособления возможна человеческая культура, начиная с общения как основой структуры индивидуального сознания и заканчивая общением между культурами и единением их в интегральном 52Белый Л. Символизм как миропонимание. М-, 1994, С.20. 53Кнабе Г.С. Диалектика повседневности.// Вопросы философии, М.: 1989. №5. -С. 26. 52 |