Проверяемый текст
Мартазанов Хажмурад Магомедович. Культурные основания социальных процессов (Диссертация 2009)
[стр. 90]

1 внутреннем мире людей, в их поведении, отношениях друг Другу, ПА повседневному быту».' Поскольку в культуре воспроизводится и транслируется совокупный духовный опыт людей, общение выступает универсальным, необходимым условием существования культуры.
Феномен общения как бы пронизывает всю культуру, выступая
ее структурой, охватывающей как внутренние взаимосвязи, так и взаимосвязи внешние.
Именно на основе одновременного процесса единения-обособления возможна человеческая культура, начиная с общения как основой структуры индивидуального сознания и заканчивая общением между культурами и единением их в интегральном
понятии общечеловеческой культуры.
Как структурный компонент культуры общение связывает воедино и горизонтальные связи между субъектами между индивидами, нациями, классами, обществами, государствами, и вертикальные связи между ними: индивид общество, индивид государство, индивид культура, семья общество, класс государство и т.д.
В этом плане действительно можно сказать, что общение в культуре «есть
*7 ? бытие в культуре», или другими словами, общение является условием и способом существования культуры.
Культура как специфически человеческий способ самоорганизации ценностно обусловлена, чем и определяется неразрывная взаимосвязь общения и нравственности.
Специфика ценности как компонента культуры заключается в том, что она выражает человеческое измерение культуры, отношение людей к формам своего бытия.
Обилие подходов к пониманию культуры в научной литературе связано с целым рядом причин.
Во-первых, определение культуры носит исторический характер и базируется на тех знаниях, которые были достигнуты в ту или иную эпоху.
Во-вторых, они часто носят ярко выраженный ценностный характер: в них отражены идеалы различных социальных групп, слоев, *
71 'с Кнабе Г.С.
Диалектика повседневности.// Вопросы философии.
М.: 1989.
№5-С.
26.

71 Библер В.С.
Культура.
Диалог культур.// Вопросы философии.-1989.№6.-С.37
91
[стр. 53]

действительности»52.
Некоторые коренные социокультурные процессы второй половины двадцатого века, предопределившие сдвиг понятия культуры с маргинального положения в центр человеческого бытия, заставили исследователей взглянуть на это понятие не только как на частную категорию, интересующую, например, этнографию, но и как на фундаментальную, методологическую категорию философии, ф и к с и р у ю щ у ю определенную целостность человеческого мира.
Б таком понимании культура представляет собой социальную память, информационно-целостную программу человеческой деятельности, творчества, т.е.
специфически человеческий способ жизни, способ общественного самовоспроизводства.
В качестве такой широкой категории культура выступает как совокупность исторически обусловленных форм отношения человека к природе, обществу и самому себе.
В таком подходе к культуре отражается «стремление уловить и зафиксировать непосредственно-жизненное взаимодействие человека с действительностью, общественно исторически детерминированное отражение форм и способов взаимодействия во внутреннем мире людей, в их поведении, отношениях друг другу, повседневS3 ному быту».
Поскольку в культуре воспроизводится и транслируется совокупный духовный опыт людей, общение выступает универсальным, необходимым условием существования культуры.
Феномен общения как бы пронизывает всю культуру, выступая
се структурой, охватывающей как внутренние взаимосвязи, так и взаимосвязи внешние.
Именно на основе одновременного процесса единения-обособления возможна человеческая культура, начиная с общения как основой структуры индивидуального сознания и заканчивая общением между культурами и единением их в интегральном
52Белый Л.
Символизм как миропонимание.
М-, 1994, С.20.
53Кнабе Г.С.
Диалектика повседневности.// Вопросы философии, М.: 1989.
№5.
-С.
26.

52

[стр.,54]

понятии общечеловеческой культуры.
Как структурный компонент культуры общение связывает воедино и горизонтальные связи между субъектами между индивидами, нациями, классами, обществами, государствами, и вертикальные связи между ними: индивид общество, индивид государство, индивид культура, семья общество, класс государство и т.д.
В этом плане действительно можно сказать, что общение в культуре «есть бытие в культуре»,54 или другими словами, общение является
уеловием и способом существования культуры.
'Культура как специфически человеческий способ самоорганизации ценностно обусловлена, чем и определяется неразрывная взаимосвязь общения и нравственности.
Специфика ценности как компонента культуры заключается в том, что она выражает человеческое измерение культуры, отношение людей к формам своего бытия.
Обилие подходов к пониманию культуры в научной литературе связано с целым рядом причин.
Во-первых, определение культуры носит исторический характер и базируется на тех знаниях, которые были достигнуты в ту или иную эпоху.
Во-вторых, они часто носят ярко выраженный ценностный характер: в них отражены идеалы различных социальных групп, слоев,
классов, их представления об истине, добре, справедливости, прекрасном.
В-третьих, особенности понимания культуры обусловлены различием исходных философских принципов исследования, которые имеют определяющее значение в выработке концепции культуры.
Вчетвертых, сказывается сложность и неравномерность культурного развития не только в пространственно-временном интервале, но и в рамках развития его основных элементов.
Из всех определений культуры остановимся на тех, которые необходимы нам в качестве рабочих точек зрения, с целью выявления устойчивых оснований культуры, как факторов цивилизационного становления или одновременно как формы мышления: 54Библер B.C.
Культура.
Диалог культур.// Вопросы философии.-1989.№6.-С.37
53

[Back]