Проверяемый текст
Мартазанов Хажмурад Магомедович. Культурные основания социальных процессов (Диссертация 2009)
[стр. 91]

классов, их представления об истине, добре, справедливости, прекрасном.
13третьих, особенности понимания культуры обусловлены различием исходных философских принципов исследования, которые имеют определяющее значение в выработке концепции культуры.
В-четвертых, сказывается сложность и неравномерность культурного развития не только в пространственно-временном интервале, но и в рамках развития его основных элементов.
Из всех определений культуры остановимся на тех, которые необходимы нам в качестве рабочих точек зрения, с целью выявления устойчивых оснований культуры, как факторов цивилизационного становления или одновременно как формы мышления:
1.
Культура как ценность.
Прежде всего, следует обратить внимание на концепции, которые были сформулированы в рамках Баденской школы неокантианства (В.
Виндельбанд, Г.

Риккер)72 * 74.
В нашей литературе эта линия была продолжена в трудах П.
Сорокина.
По его мнению, именно ценность служит основой и фундаментом всякой
культуры7'5.
2.
Очень часто понятие «культуры» отождествляют с понятием «цивилизация».
Первоначально они вообще использовались как синонимы.
Разделение этих понятий одним из первых провел И.
Кант.
Культура для него это сфера безусловной моральности, в то время как цивилизация это внешний "технический" тип культуры.
Однако до настоящего времени нет однозначного мнения по вопросу соотношения понятий цивилизация и культура.
Так, Н.Я.
Бромлей, считает, что сущностное содержание понятий «цивилизация» и «культура» в определенной среде накладывается одно на другое, что культура в широком ее понимании и представляет собой
цивилизацию7’.
72 Давидович В.Е., Ю.А.
Жданов.
Сущность культуры.
Ростов-на-Дону, 1979.
С.45.

75 Сорокин П.
Человек.
Цивилизация.
Общество.
М., 1992.
С.
429.

74 Давидович В.Е., Ю.А.
Жданов.
Сущность культуры.
Ростов-на-Дону, 1979.
С.
235.

92
[стр. 54]

понятии общечеловеческой культуры.
Как структурный компонент культуры общение связывает воедино и горизонтальные связи между субъектами между индивидами, нациями, классами, обществами, государствами, и вертикальные связи между ними: индивид общество, индивид государство, индивид культура, семья общество, класс государство и т.д.
В этом плане действительно можно сказать, что общение в культуре «есть бытие в культуре»,54 или другими словами, общение является уеловием и способом существования культуры.
'Культура как специфически человеческий способ самоорганизации ценностно обусловлена, чем и определяется неразрывная взаимосвязь общения и нравственности.
Специфика ценности как компонента культуры заключается в том, что она выражает человеческое измерение культуры, отношение людей к формам своего бытия.
Обилие подходов к пониманию культуры в научной литературе связано с целым рядом причин.
Во-первых, определение культуры носит исторический характер и базируется на тех знаниях, которые были достигнуты в ту или иную эпоху.
Во-вторых, они часто носят ярко выраженный ценностный характер: в них отражены идеалы различных социальных групп, слоев, классов, их представления об истине, добре, справедливости, прекрасном.
В-третьих, особенности понимания культуры обусловлены различием исходных философских принципов исследования, которые имеют определяющее значение в выработке концепции культуры.
Вчетвертых, сказывается сложность и неравномерность культурного развития не только в пространственно-временном интервале, но и в рамках развития его основных элементов.
Из всех определений культуры остановимся на тех, которые необходимы нам в качестве рабочих точек зрения, с целью выявления устойчивых оснований культуры, как факторов цивилизационного становления или одновременно как формы мышления:
54Библер B.C.
Культура.
Диалог культур.// Вопросы философии.-1989.№6.-С.37 53

[стр.,55]

1.
Культура как ценность.
Прежде всего, следует обратить внимание на концепции, которые были сформулированы в рамках Баденской школы неокантианства (В.
Виндельбанд, Г.

Риккер)55.
В нашей литературе эта линия была продолжена в трудах П.
Сорокина.
П о его мнению, именно ценность служит основой и фундаментом всякой
культуры56.
2.
Очень часто понятие «культуры» отождествляют с понятием «цивилизация».
Первоначально они вообще использовались как синонимы.
Разделение этих понятий одним из первы х провел И.
Кант.
Культура для него это сфера безусловной моральности, в то время как цивилизация это внешний "технический" тип культуры.
Однако до настоящего времени нет однозначного мнения по вопросу соотношения понятий цивилизация и культура.
Так, Н.Я.
Бромлей, считает, что сущностное содержание понятий «цивилизация» и «культура» в определенной среде накладывается одно-на другое, что культура в широком ее понимании и представляет собой
цивилизацию57.
А.
Швейцер выступает против однозначного разграничения понятий культура и цивилизация и отстаивает этическое начало цивилизации.
О н вводит понятие «экологическая этика» (критерий цивилизованности нравственное отношение к природе).
Под цивилизацией он понимал культуру, точнее эволюцию людей к более высокой нравственности.
Н у ж н о а ~ ~ 58 говорить об этическои и неэтическои цивилизации .
Розов считает, что н и ж н ю ю границу цивилизации можно определить-по признаку начала культуры: сочетание письменности и государственности, четко идентифицируемых на основе археологических данных.
В этой связи наиболее общее определение он сформулировал такое: «Цивилизация это историческая устойчивая совокупность этносов, и м еющих пись55Давидович D.E., Ю.А.
Жданов.
Сущность культуры.
Ростов-на-Дону, 1979.
С.45.
56Сорокин П.
Человек.
Цивилизация.
Общество.
М., 1992.
С.
429.

57Давидович В.Е., Ю.А.
Жданов.
Сущность культуры.
Ростов-на-Дону, 1979.
С.

235.

58Швейцер А.
Упадок и возрождение культуры.
М., 1993.
С.
235.
54

[Back]