Проверяемый текст
Мартазанов Хажмурад Магомедович. Культурные основания социальных процессов (Диссертация 2009)
[стр. 95]

опперациональные, с помощью которых можно раскрыть смыслы реальности.
Социокоды
эго определенное понятие, с помощью которого мы пытаемся исследовать культуру.
С нашей точки зрения понятие социокодов работают сейчас в выявлении сущности той или иной культуры.
Более детальный анализ позиции Ж.
Бодрийяра был бы очень интересен, однако, это
не первоочередной момент в проблематике нашего исследования.
Цивилизацию в самом широком смысле мы определяем как социальную целостность, имеющую выраженные типологические особенности и определенные временные рамки существования.
В соотнесении с культурой цивилизация есть определенная и овеществленная культура, сумевшая приобрести особые типологические черты.
Культура есть живое начало, поэтому не все элементы в полной мере реализованы в цивилизации.
Жизнь культуры, в отличие от жизни цивилизации, не ограничена временем ее эмпирически-самобытного существования, она сосуществует с другими культурами.
Например, христианская культура содержит элементы эллинской и иудейской культур.
Эллинская
цивилизация исчезла, а эллинская культура сохранилась и оказывает на нас влияние больше, чем некоторые современные культуры.
Поэтому Л.И.
Новикова пишет: «Культура старше цивилизации и в определенном отношении являются ее
предпосылкой»83.
Носителями культуры (субъектами) культуры являются как отдельные народы, социальные группы, так и отдельный индивид.
В отличие от этого субъектами цивилизации являются этносы.
3.
Существует ещё одна позиция, согласно которой, культура и цивилизация противостоят друг другу.
Противостояние культуры и цивилизации можно обнаружить в работах Г.

Зиммсля, О.
Шпенглера и др.
Зиммель трактует культуру как утонченную, исполненную разума форму жизни, результат духовной и практической деятельности.
Культурная эволюция, согласно Зиммелю, предстает как бесконечный процесс возрастания
83 Новикова Л.И.
Цивилизация и культура в историческом процессе// Вопросы философии.
1982.

Хо10.-С.61.
96
[стр. 58]

нить жизнь от смерти, обуздать амбивалентность смерти, заменив ее одним лишь воспроизводством жизни65.Ж.
Бодрийяр выделяет симулякры разного порядка.
Симулякры это не просто игра знаков, в них заключены также особые социальные отношения и особая инстанция власти.
Симулякры первого порядка действуют на основе естественного закона ценности, симулякры второго порядка на основе рыночного закона стоимости, симулякры третьего порядка на основе структурного закона ценности.
Однако, едва ли можно согласиться с тем, что социокоды это симулякры третьего порядка.
Во-первых, когда м ы выделяем законы, социокоды, м ы не просто подменяем смысл реальности знаками, м ы устанавливаем имена процессов реально существующих в действительности.
Во-вторых, это именование, просто называть симулякрами и на этом основании отказываться от исследования процессов реальности, то от этого проблемы не исчезнут.
С одной стороны, м ы исследуем реальные проблемы (социокоды), с другой стороны, м ы в любом случае используем те или иные понятия, как понятия опперациональные, с помощью которых можно раскрыть смыслы реальности.
Социокоды
-это определенное понятие, с помощью которого м ы пытаемся исследовать культуру.
С нашей точки зрения понятие социокодов работают сейчас в выявлении сущности той или иной культуры.
Более детальный анализ позиции Ж.
Бодрийяра был бы очень интересен, однако это
выходит за рамки темы исследования.
Цивилизацию в самом широком смысле м ы определяем как социальную целостность, и м еющую выраженные типологические особенности и определенные временные рамки существования.
В соотнесении с культурой цивилизация есть определенная и овеществленная культура, сумевшая приобрести особые типологические черты.
Культура есть живое начало, поэтому не все элементы в полной мере реализованы в цивилизации.
Жизнь культуры, в отличие от жизни цивилизации, не ограничена временем ее эмпирически-самобытного существования, она сосуществует с другими культурами.
Например, христианская культура содержит элементы эллинской и иудейской культур.
Эллинская
цивили65Жан Бадрийяр.
Символический обмен и смерть.
-М., 2000.
С.264.
57

[стр.,59]

зация исчезла, а эллинская культура сохранилась и оказывает на нас влияние больше, чем некоторые современные культуры.
Поэтому Л.И.
Новикова пишет: «Культура старше цивилизации и в определенном отношении являются ее
предпосылкой»66.Носителями культуры (субъектами) культуры являются как отдельные народы, социальные группы, так и отдельный индивид.
В отличие от этого субъектами цивилизации являются этносы.
3.
Существует ещё одна позиция, согласно которой, культура и цивилизация противостоят друг другу.
Противостояние культуры и цивилизации можно обнаружить в работах Г.

Зиммеля, О.
Шпенглера и др.
Зиммель трактует культуру как утонченную, исполненную разума форму жизни, результат духовной и практической деятельности.
Культурная эволюция, согласно Зиммелю, предстает как бесконечный процесс возрастания
ценностного содержания жизни67.Общая схема культуры это бесконечное порождение жизнью культурных форм, которые окостеневают, становясь тормозом её (жизни) дальнейшего развития, а поэтому заменяется новыми формами, обреченными на аналогичный процесс.
В этом движении воплощается целый ряд конфликтов: содержание и формы, души и духа, субъективной и объективной культур.
В осознании постоянства этих конфликтов и состоит по мнению Зиммеля, трагедия культуры.
Особенно отчетливо настаивает на различии между культурой и цивилизацией О.
Шпенгле.
Он показывает, что при возникновении в культуре жестких форм цивилизации культура окостеневает и гибнет, т.е.
цивилизация есть заключительная ступень развития культуры.
По Шпенглеру, человечество — это в большей степени зоологическое понятие.
Каждая культура имеет собственную форму, собственную идею, собственные страсти, собственную жизнь, веления, чувствования, собственную смерть.
У каждой культуры новые возможности 66Новикова Л.И.
Цивилизация и культура в историческом процессе// Вопросы философии.
1982.

-Ш0.-С.61.
67 Зиммель Г.О.
О сущности культуры//3иммель Г.
Избранное в 2т.
М., 1996.
Т.1.
С.
478.
58

[Back]