составляющие, смыслы бытия, способы реализации социальности89. Чисто субъективные фрагменты реальности чувства, эмоции, умонастроения также включаются в культуру. Новизна данного определения в том, что на данный аспект до настоящего времени не акцентировали внимание. В основном акцент делался на то, что культура есть совокупность правил и навыков, в которых протекает деятельность человека90. Однако более важное значение в культуре имеют укоренившиеся смыслы бытия и способы реализации социальности. Особую роль в данном определении играют основания культуры. Главное, что следует выделить это то, что культура особый социальный организм (особый тип целостности), построенный по определенным принципам и базирующаяся на определенных основаниях. В качестве оснований культуры, возможно, выделить социокод, отношение к реальности, понимание места человека в реальности, представления о мироздании, соотношение мира и человека, смыслы бытия, отношение к Бо1у, представление о наличии или отсутствии законов развития; представление о соотношении духовного и материального начал, объективно-идеальные формы, порождающие определенные представления о ресурсах, доминирующий тип личности, архетип, тип мышления, схемы мышления, способы и трансляции культуры. Проблема нахождения единого критерия нравственного общения, способного служить основой для классификации задача весьма сложная. В ней как в фокусе соединяются фундаментальные вопросы этики и теории культуры, понимание самой нравственности и сущности человеческой культуры. История философии не дает однозначного ответа на этот вопрос, а современная философия предлагает по этому поводу бесчисленное множество ответов. 89 Заров Д.И. Культура как фактор цивилизационного становления. // Закон возрастания роли культуры. Саратов, 1998. С. 149. 90 Булатов М.А. Диалектика и культура (историко-философский анализ). Киев: Наукова Думка, 1984.-С. 10II. 100 |
жения в каком бы то ни было особенном языке, в языке вообще». Это и есть 71 схемы, несущие в себе культуру . Мы определяем культуру, как универсальный способ жизнедеятельности человека, реализующийся в продуктах материального и духовного труда, схемах деятельности, мышления и восприятия реальности, системе социальных норм и ценностей, а также совокупности отношений человека к природе самому себе. Однажды содеянное существует не только в качестве непосредственных результатов деятельности, но также в качестве схем мышления и деятельности, способов и приемов решения проблем, противоречий, входящих в культуру. Культура многоуровневый феномен, включающий гештальты, объективно-идеальные и интерсубъективные составляющие, смыслы бытия, способы реализации социальности Чисто субъективные фрагменты реальности чувства, эмоции, умонастроения также включаются в культуру. Новизна данного определения в том, что на данный аспект до настоящего времени не акцентировали внимание. В основном акцент делался на то, что культура есть совокупности правил и навыков, в которых протекает деятельность человека73. Однако более важное значение в культуре имеют укоренившиеся смыслы бытия и способы реализации социальности. Особую роль в данном определении играют основания культуры. Главное, что следует выделить это то, что культура особый социальный организм (особый тип целостности), построенный по определенным принципам и базирующаяся на определенных основаниях. В качестве оснований культуры, возможно, выделить социокод, отношение к реальности, понимание места человека в реальности, представления о мироздании, соотношение мира и человека, смыслы бытия, отношение к Бо71 Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов на-Дону, 1979. С. 9091. 72 Заров Д.И. Культура как фактор цивилизационного становления // Закон возрастания роли культуры. Саратов, 1998. С. 149. 73Булатов М.А. Диалектика и культура (историко-философский анализ). Киев: Наукова Думка, 1984.-С . 10-11. 61 гу, представление о наличии или отсутствии законов развития; представление о соотношении духовного и материального начал, объективно-идеальные формы, порождающие определенные представления о ресурсах, доминирующий тип личности, архетип, тип мышления, схемы мышления, способы и трансляции культуры. Перед человеком кануна XXI века стоит задача не просто осознать себя субъектом культуры, главным творением которой является человек в своем личностном бытии, но и способствовать беспрепятственному развитию личности. А для этого нужен не только поворот в сознании человечества, смена парадигмы мышления в науке, изменения мировоззренческих основ и ориентации людей, но и создание условий для претворения на практике этой парадигмы. Диссертант считает, что новая парадигма будет сопровождаться целым рядом перемен социального плана, означающих переход к новому типу социальности социуму культуры. То, что человек не живет вне культуры известно давно, но место человека в культуре никогда не было однозначным. В какой мере "индивид... живет в "горизонте личности", в той мере он живет в сфере культуры"74. Следовательно, расширение для индивида "горизонта личности" или развитие личностного способа бытия человека должно сопровождаться расширением "сферы культуры" в человеческом обществе, выдвижением культуры на передний плац общественной жизни. Признаки того, что культура и ее проблемы "...смещаются в эпицентр человеческого бытия" обнаруживаются во всех сферах жизни общества: в производстве, в научных областях, в философских направлениях и школах, в типах философствования, в расширении сферы искусства, усилении его прикладного характера, в реформировании системы образования, усилении его гуманитарной направленности и во многом другом. 74Библер B.C. От наукоучеиия клогике культуры: Два филос. введения в XX век. М., 1991. С.292.' ■ 62 тия, до включения ее в социум культуры, в круг человеческого общения. Это значит, что общество, ориентированное на приоритеты совершенствования личностного способа бытия, развитие социума «культуры» будет представлять собой «...законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы»80. •Итак, в результате исследования в целом, мы приходим к следующим выводам. Культура представляет собой особое измерение человеческого бытия, о каком бы его виде или форме ни шла речь, она есть процесс и результат опредмечивания человека как личности. В силу самоустремлснности человеческой деятельности культура является всеобщим определением всех форм человеческого труда, а не только духовной деятельности. 2.2. У ниверсальны е нормативно-ценностны е критерии оснований культуры Проблема нахождения единого критерия нравственного общения, способного служить основой для классификации нравственных норм общения, задача весьма сложная. В ней как в фокусе соединяются фундаментальные вопросы этики и теории культуры, понимание самой нравственности и сущности человеческой культуры. История философии не дает однозначного ответа на этот вопрос, а современная философия предлагает по этому поводу бесчисленное множество ответов. Поиски единых, универсальных нормативно-ценностных оснований человеческой культуры, общих для человечества потребностей и целей, которые были бы способны объединить многообразие культур в единое целое и дать надежную основу, гарантию их совместного существования и развития, служат сегодня точкой притяжения мировой философской мысли. В самом 80Там же. 66 |