ской форме с использованием игровых методов осуществлялся в лично* стном сотрудничестве преподавателя и студентов. На занятиях по русскому языку и культуре речи преподаватель оказывал помощь в расшифровке таких педагогических понятий, как «эмпатия», «эмпатическое слушание», «положительная установка на собеседника», «развитое внимание», подчеркивал значение этих свойств личности в общении. В ходе эвристической беседы было выяснено, что учитель, испытывая эмпатическое переживание но отношению к ученику, может, тем не менее, поставить ему справедливую двойку, а прокурор, сочувствуя преступнику, потребовать сурового наказания. Это позволяло проблематично решать соотношение эмпатии и поведения. Студенты приходят к выводу, что эмпатия не окончательная детерминанта поведения человека. Поведение зависит от направления личности в целом, от ее мировоззрения и уровня нравственного развития. Процесс формирования эмпатии у студентов рассматривался нами на примере овладения ими умениями улавливать настроение людей, сопереживать их нуждами, понимать другого человека, входить в его внутренний мир, оказывать реальное содействие. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы индивида, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, меняет его отношение к окружающей действительности, перестраивает его субъективный мир. При восприятии художественного произведения «мотивационноэмоциональные сдвиги» возможны лишь при условии адекватной когнитивной оценки студентом персонажей с их эмоциональной оценкой. Однако, чтобы такое слияние не только произошло, но и оказало влияние на отношение субъекта с окружающими, необходима разъяснительная работа, опирающаяся на анализ содержания воспринятого произведения. |
ческого образования. Такой подход требовал глубокой, непрерывной и совместной с будущими специалистами диагностики и параллельной коррекции профессионально значимых особенностей сознания и поведения. Это процесс совместного переживания преподавателем и студентами нравственных ценностей, да и поиск решений в диалогической форме с использованием игровых методов осуществлялся в личностном сотрудничестве преподавателя и студентов. На занятиях по педагогике преподаватель оказывал помощь в расшифровке таких педагогических понятий как «эмпатия», «эмпатическое слушание», «положительная установка на собеседника»г «развитое внимание», подчеркивал значение этих свойств личности в общении. В ходе эвристической беседы было выяснено, что учитель, испытывая эмпатическое переживание по отношению к ученику, может, тем не менее, поставить ему справедливую двойку, а прокурор, сочувствуя преступнику, потребовать сурового наказания. Это позволяло проблематично решать соотношение эмпатии и поведения. Студенты приходят к выводу, что эмпатия не окончательная детерминанта поведения человека. Поведение зависит от направления личности в целом, от ее мировоззрения и уровня нравственного развития. Процесс становления эмпатии у студентов рассматривался нами на примере овладения ими умениями улавливать настроение людей, сопереживать их нуждами, понимать другого человека, входить в его внутренний мир, оказывать реальное содействие . Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы индивида, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жиз ни, меняет его отношение к окружающей действительности, перестраивает его субъективный мир. При восприятии художественного произведения «мотивационно-эмоциональные сдвиги» возможны лишь при условии адекватной когнитивной оценки студентом персонажей с их эмоциональной оценкой. Однако чтобы такое слияние не только произошло, но и оказало влияние на отношение субъекта с окружающими, необходима разъяснительная работа, опирающаяся на анализ содержания воспринятого произведения. Опишем фрагмент занятия по детской литературе со студентами 3 курса, группы 3 Ж. С целью формирования у студентов особого, обязательно эмоционального личностного отношения к действительности был предложен рассказ А.П. Чехова «Спать хочется». Незащищенность ребенка от произвола взрослых может толкнуть его на поступок ужасный и все-таки понятный, если представить себе ту пытку лишением сна, на которую обречена маленькая нянька в рассказе «Спать хочется». Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит, и не известно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка». Измученная девочка в бессознательном состоянии находит «врага», мешающего ей спать: это младенец. И задушив его, она «смеется от радости, что ей можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая». На наш взгляд, этот рассказ затрагивает много педагогических проблем: груз непосильных обязанностей, лежащих |