Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 125]

на него смерть Акакия Акакиевича.
Благодаря этому фантастика искусственно придвинута к самой грани реального.
В экспериментальной работе использовалось немало обучающих способов и приемов, которые помогли студентам сделать предметом анализа собственные эмоции, способствовать умению видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретными людьми (интерпретированная методика Л.
П.
Стрелковой).
Это и рассматривание собственной мимики перед зеркалом, с
отражаемой связью у<*жду мимическими проявлениями и эмоциональным самочувствием, и игра «Артист немого кино», и мимический диктант, и тот же мимический диктант, но записанный на видеопленку, и рассказывание историй, извлеченных из литературных источников от первого лица, где вместо главного персонажа «я».
При этом необходимо было задержаться на передаче своих внутренних переживаний.
Такой рассказ подхватывался по цепочке, но каждый, продолжая сюжет, говорил только от себя, только о своих чувствах.
Здесь открывалась возможность
не только развивать свои речевые возможности, но и сравнить собственные переживания с переживаниями других.
Далее опишем и прокомментируем систему работы по формированию когнитивного и поведенческого компонентов.
Приведем фрагменты занятий психолого-педагогического цикла.
Студентам предлагалась педагогическая ситуация:
Как обычно вхожу в класс, здороваюсь, спрашиваю: Кто сегодня отсутствует? Впрочем, итак вижу, что двоих нет.
Через некоторое время дверь распахнулась, и в класс ворвались запыхавшиеся дети.
В руках ветки сирени.
Это вам! сказали они, протягивая мне цветы.
Спасибо, но по какому поводу? Это вам в день рождения.
[стр. 137]

одну минуту, внимательно их рассмотрев, постарайтесь запомнить имена.
А теперь назовите их по имени и фамилии».
Студенты живо включались в работу.
Многим удалось безошибочно назвать 6-8 имен.
Преподаватель предупреждал, что ошибка в данном случае не повлечет за собой неприятности, но в жизни можно обидеть человека, исковеркав его фамилию и изначально осложнить отношения, невольно настроив его против себя.
В экспериментальной работе использовалось немало обучающих способов и приемов, которые помогли студентам сделать предметом анализа собственные эмоции, способствовать умению видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретными людьми (интерпретированная методика Л.П.
Стрелковой).
Это и рассматривание собственной мимики перед зеркалом, с
отрабатываемой связью между мимическими проявлениями и эмоциональным самочувствием, и игра «Артист немого кино», и мимический диктант, и тот же мимический диктант, но записанный на видеопленку, и рассказывание историй, извлеченных из литературных источников от первого лица, где вместо главного персонажа «я».
При этом необходимо было задержаться на передаче своих внутренних переживаний.
Такой рассказ подхватывался по цепочке, но каждый, продолжая сюжет, говорил только от себя, только о своих чувствах.
Здесь открывалась возможность
сравнить свои собственные переживания с переживаниями других.
Далее опишем и прокомментируем систему работы по формированию когнитивного и поведенческого компонентов.
Приведем фрагменты занятий психолого-педагогического цикла.
Студентам предлагалась педагогическая ситуация:
137

[стр.,138]

«Как обычно вхожу в класс, здороваюсь, спрашиваю: 1; Кто сегодня отсутствует? Впрочем, итак вижу, что двоих нет.
Через некоторое время дверь распахнулась, и в класс ворвались запыхавшиеся дети.
В руках ветки сирени.
Это вам! сказали они, протягивая мне цветы.
Спасибо, но по какому поводу? Это вам в день рождения.

А как вы узнали? Э .
..
это секрет.
Но оказалось, что есть и еще один секрет.
Сирень както странно обломана...
Ребята, а где вы ее взяли? Нарвали.
За нами дворник до самой школы гнался.
Вопрос к студентам: как вы поступили бы на месте учительницы? Почему? Работа выполнялась письменно в течение 7-10 минут.
Все ответы студентов подразделялись на три типа решений.
I тип.
Решения основаны на понимании эмоционального состояния детей и мотивов поступков.
Учитель принимает цветы, но тактично объясняет ошибку детей, оставляя их в положительном эмоциональном состоянии.
Приведем ответы студентов: Таня X.: «Я взяла бы цветы т.к.
дети проявили внимание, старались сделать приятное, поблагодарила бы их, но затем попыталась бы объяснить детям, почему нехорошо рвать цветы и смеяться над взрослым человеком (дворником)».
138

[стр.,166]

мажорный психологический климат: гуманность, радость в общении друг с другом, эмпатическое взаимопонимание; диалогизм учебного процесса, личная позиция эмпатийного преподавателя, его способность к обостренному сопереживанию, милосердию.
Система тренинговых упражнений по формированию компонентов структуры эмпатии (эмоционального, когнитивного, поведенческого); создание проблемных ситуаций, в которых путь к педагогически корректному решению лежит через проявление сочувствия к детям, допустившим оплошность; ситуаххии для "узнавания", "видения" проблем и задач для формирования организационных способностей и умений, для реализации выявленного и последующая рефлексия эмпатичного учителя.
Приоритетными становятся средства, которые помогли студентам сделать предметом анализа собственные эмоции, способствовали умению видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретно людьми.

[Back]