Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 128]

дымка зарождающейся художнической бороды.
Выражение лица: самоуверенное, нахохленное, ухмыляющееся.
Глаза блуждающие, умные.
Улыбка: снисходительная, мудрая.
(Оценочный критерий: небрежность, непоследовательность в поступках, пренебрежение к товарищам, «общепризнанный школьный философ», ярко выраженная наклонность к изобразительной деятельности).
Гена Голиков: лицо открытое, вылепленное, крутое.
Выражение * лица самоуверенное, властное, тяжелое.
Глаза неподвижные, блестящие.
Улыбка кривенькая, неискренняя, вытянутая (Оценочный критерий: себялюбив, черств по отношению к товарищам, преисполнен уважения к самому себе, умен, несомненно способен).

Для того, чтобы развить эмпатическое слушание, мы
разработали и провели упражнения, которые состояли из 3 этапов.
Задача 1этапа научиться различать и интерпретировать интонированные речевые обороты.
Прослушав фонограмму, состоящую из записи голоса диктораактера, произносящего с различной интонацией одни и те же фразы, например: «Вы не хотите меня понять?», студенты решали задачу найти эмоциональный контекст высказывания: неуверенность, растерянность, напряженность ожидания, агрессивность и записать словами понятый эмоциональный фон фразы.
Задача 2 этапа научить понимать эмоциональный оттенок печатного слова.
Студентам раздавались бланки с напечатанным текстом на левой половине листа.
Против каждого смыслового высказывания имелось ме сто для письменной фиксации интонированного подтекста.
Диктор зачитывал в той же последовательности фразы с временным интервалом в одну минуту.
Студенты записывали на свободном поле листа понятый ими смысл интонации каждого высказывания.
[стр. 140]

Каждый участник получал репродукцию портрета русского или зарубежного художника.
Студенту предлагалось «оживить» портрет, т.е.
принять его позу, выражение лица, сказать несколько реплик, соответствующих мимике и позе изображенного .
Раздавались фотографии, на которых были изображены люди в различных эмоциональных состояниях.
Студенты по мимике и жестам определяли эмоциональные состояния этих людей и произносили их внутренние монологи.
Участникам предлагалось по описаниям литературных героев дать оценку, их личностных качеств, определить черты характера.
Студенты не должны были толковать характер человека по его физическому облику.
Значение имело выражение лица, глаз, губ человека, а не физические характеристики.
Например, герои повести В.Ф.
Тендрякова «Ночь4 перед выпуском» Игорь Проухов: лицо: светлое, крепко сбитое, крутые скулы, темная дымка зарождающейся художнической бороды.
Выражение лица: самоуверенное, нахохленное, ухмыляющееся.
Глаза блуждающие, умные.
Улыбка: снисходительная, мудрая.
(Оценочный критерий: небрежность, непоследовательность в поступках, пренебрежение к товарищам, «общепризнанный школьный философ», ярко выраженная наклонность к изобразительной деятельности).
Гена Голиков: лицо: открытое, вылепленное, крутое.
Выражение лица: самоуверенное, властное, тяжелое.
Глаза неподвижные, блестящие.
Улыбка: кривенькая, неискренняя, вытянутая (Оценочный критерий: себялюбив, черств по отношению к товарищам, преисполнен уважения к самому себе, умен, несомненно способен).

140

[стр.,141]

Для того чтобы развить эмпатическое слушание, мы раз;■ ■' 1» * работали и провели упражнения, которые состояли из 3 этапов.
Задача 1 этапа научиться различать и интерпретировать интонированные речевые обороты.
Прослушав фонограмму, состоящую из записи голоса диктора-актера, произносящего с различной интонацией одни и те же фразы, например: «Вы не хотите меня понять?», студенты решали задачу найти эмоциональный контекст высказывания: неуверенность, растерянность, напряженность ожидания, агрессивность и записать словами понятый эмоциональный фон фразы.
Задача 2 этапа научить понимать эмоциональный оттенок печатного слова.
Студентам раздавались бланки с напечатанным текстом на левой половине листа.
Против каждого смыслового высказывания имелось место для письменной фиксации интонированного подтекста.
Диктор зачитывал в той же последовательности фразы с временным интервалом в одну минуту.
Студенты записывали на свободном поле листа понятый ими смысл интонации каждого высказывания.

Образец регистрационного бланка этого проективного текста приведен в Приложении 6.
Студенты отлично понимали интонацию высказываний, если безошибочно во всех случаях определили чувства, сопутствующие содержанию фраз, даже сформулировав их не теми словами, что даны в «эталонных ответах».
При 80 % угадываний чувств хорошая подготовка, 60 % удовлетворительная, 40 % неудовлетворительная, 20 % нужно много и долго упражнять

[Back]