Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 129]

У л Студенты отлично понимали интонацию высказываний, если безошибочно во всех случаях определили чувства, сопутствующие содержанию фраз, даже сформулировав их не теми словами, что даны в «эталонных ответах».
При 80 % угадываний чувств хорошая подготовка,
70 % удовлетворительная, 30 % неудовлетворительная, 20 % нужно много и долго упражняться.
Задача 3 этапа определить эмоциональную окраску высказываний сторон, участвующих в диалоге, выявить общие мотивы поведения партнеров в общении.
Предлагалась фонограмма с записью диалога двух, трех лиц в исполнении актеров.
Эта могла быть запись отрывков из литературных произведений, имеющая в смысловом отношении завершенный вид.
Перед началом прослушивания каждому участнику раздавались индивидуальные тексты с машинописным вариантом магнитофонного отрывка.
Справа, на широком поле для записей студенты фиксировали понятый ими эмоциональный контекст высказываний героев.
Прослушивание и зрительное чтение идентичных текстов шли параллельно.
По окончании работы под руководством педагога проводился анализ сделанных записей, уточнялся вложенный в них смысл.
Обратимся к анализу.
В начале этапа студенты испытывали затруднения в понимании интонаций высказываний, иногда обозначали их не теми словами, что даны в «эталонных ответах».
К концу проведения экспериментальной работы положение улучшилось.
Это свидетельствовало о приобретении студентами умений
эмпатического слушания.
Наличие умения эмпатического слушания подтверждалось наблюдением за студентами и на других дисциплинах.
Преподаватели
института отмечали, что студенты перестали испытывать затруднения в понимании интонированной речи.
Система тренинговых упражнений по формированию когнитивного и поведенческого компонентов структуры эмпатии способствовала
про129
[стр. 141]

Для того чтобы развить эмпатическое слушание, мы раз;■ ■' 1» * работали и провели упражнения, которые состояли из 3 этапов.
Задача 1 этапа научиться различать и интерпретировать интонированные речевые обороты.
Прослушав фонограмму, состоящую из записи голоса диктора-актера, произносящего с различной интонацией одни и те же фразы, например: «Вы не хотите меня понять?», студенты решали задачу найти эмоциональный контекст высказывания: неуверенность, растерянность, напряженность ожидания, агрессивность и записать словами понятый эмоциональный фон фразы.
Задача 2 этапа научить понимать эмоциональный оттенок печатного слова.
Студентам раздавались бланки с напечатанным текстом на левой половине листа.
Против каждого смыслового высказывания имелось место для письменной фиксации интонированного подтекста.
Диктор зачитывал в той же последовательности фразы с временным интервалом в одну минуту.
Студенты записывали на свободном поле листа понятый ими смысл интонации каждого высказывания.
Образец регистрационного бланка этого проективного текста приведен в Приложении 6.
Студенты отлично понимали интонацию высказываний, если безошибочно во всех случаях определили чувства, сопутствующие содержанию фраз, даже сформулировав их не теми словами, что даны в «эталонных ответах».
При 80 % угадываний чувств хорошая подготовка,
60 % удовлетворительная, 40 % неудовлетворительная, 20 % нужно много и долго упражнять

[стр.,142]

Задача 3 этапа определить эмоциональную окраску высказываний сторон, участвующих в диалоге, выявить общие мотивы поведения партнеров в общении.
Предлагалась фонограмма с записью диалога двух, трех лиц в исполнении актеров.
Эта могла быть запись отрывков из литературных произведений, имеющая в смысловом отношении завершенный вид.
Перед началом прослушивания каждому участнику раздавались индивидуальные тексты с машинописным вариантом магнитофонного отрывка.
Справа, на широком поле для записей студенты фиксировали понятый ими эмоциональный контекст высказываний героев.
Прослушивание и зрительное чтение идентичных текстов шли параллельно.
По окончании работы под руководством педагога проводился анализ сделанных записей, уточнялся вложенный в них смысл.
Обратимся к анализу.
В начале этапа студенты испытывали затруднения в понимании интонаций высказываний, иногда обозначали их не теми словами, что даны в «эталонных ответах».
К концу проведения экспериментальной работы положение улучшилось.
Это свидетельствовало о приобретении студентами умений
эмлатического слушания.
Наличие умения эмпатического слушания подтверждалось наблюдением за студентами и на других дисциплинах.
Преподаватели
колледжа отмечали, что студенты перестали испытывать затруднения в понимании интонированной речи.
Система тренинговых упражнений по формированию когнитивного и поведенческого компонентов структуры эмпатии способствовала
процессу его развития.
На одном из практических занятий, целью которого являлось: «Овладение опытом общения через умение слушать и воспринимать других людей,

[Back]