страивались межличностные контакты, обнажались скрытые черты характера, проявлялись открыто сдерживаемые ранее эмоции. ЭмпатиЙная компетентность предполагает владение навыками общения в определенном профессиональном коллективе, умение создавать и интерпретировать профессионально значимые высказывания (тексты). Поэтому мы сочли целесообразным определить задачи и объем содержания бесед по психолого-риторическому циклу, на базе которых были составлены конкретные вопросы для совместного обсуждения со студентами. Тематика этих бесед такова: 1. Профессионально-личностное взаимодействие учителя и ученика. Ценность человека. Сила физическая и мощь духовная. Личность как способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими людьми. Профессионально-значимые личностные качества учителя. Стили и приоритеты педагогического общения. 2. Человек как индивидуальность. Отличие себя от других. Индивидуальность как духовно-практическая реальность. 3. Знакомство с самим собой. О своем “Я”. Я каким себя сам представляю. 4. Познание человека. Основные формы познания человека. Проблема целостного познания человека. Самопознание. 5. Эмпатия в общении. Эмпатия как способность сбалансированности межличностных отношений, делающих поведение человека социально обусловленным. Эмпатия как ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению. Зависимость эмпа-тии от принципа идентификации. Условия развития эмпатических тенденций у человека. 6. Эмпатическое слушание. Его функция обратной связи. Умение воспринимать содержание сообщения и улавливать эмоциональные проявления собеседника. Готовность партнеров к взаимной открытости. |
стников игры выбирал для наблюдения одного из присутствующих и пытался вообразить изучаемое лицо опечаленным, испуганным, задумчивым, удивленным, представить его смех, удивление, радость. Если кто-то чувствовал, что не в состоянии себе это вообразить, значит он не умел «читать лица» и с трудом понимал смену чувств и намерений своих собеседников. Следует наблюдать так, чтобы интерес к выбранному человеку остался незамеченным. Если последний заметил пристальное к себе внимание и перехватывал взгляд, «наблюдатель» выводился из игры как проигравший, поскольку у него был слишком неделикатный взор. Почувствовавший же на себе взгляд игрок, напротив, обладал высокой тревожностью и социальной чувствительностью. Для проигравшего факт отстранения от игры служил основанием к самостоятельному тренингу неназойливого наблюдения за окружающими. Отметим, что на первых порах студенты проявляли неловкость, которую обычно испытывали люди, оказавшиеся впервые в центре внимания, скованность и зажатость. В процессе р а боты оживлялись и перестраивались межличностные контакты, обнажались скрытые черты характера, проявлялись открыто сдерживаемые ранее эмоции. Умение понять свой внутренний мир, а также внутренний мир другого человека находится в противоречии с недостаточным объемом психологических знаний у студентов. Поэтому мы сочли целесообразным, определить задачи и объем содержания бесед по психолого-педагогическому циклу, на базе которых были составлены конкретные вопросы для совместного обсуждения со студентами. Тематика этих бесед такова: 1. ЧЕЛОВЕК КАК ЛИЧНОСТЬ. Ценность человека. Индивид и личность. Сила физическая и мощь духовная. Личность как способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими людьми. История образования личности: личность как личина, маска, персона, лик, ипостась. 2. ЧЕЛОВЕК КАК ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Отличие себя от других. Индивидуальность как духовно-практическая реальность. 3. ЗНАКОМСТВО С САМИМ СОБОЙ. О своем «Я». Я каким себя сам представляю. 4. ПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. Основные формы познания человека. Проблема целостного познания человека. Самопознание. 5. О ЧУТКОСТИ. 6. ВИДЫ помощи. 7. НЕПРИМИРИМОСТЬ К ПРОЯВЛЕНИЯМ АНТИГУМАННОСТИ. Содержание антигуманного, его корни. Равнодушие. Как поступить при встрече со злом, с проявлениями антигуманности. Душевный иммунитет к жестокости, злу, несправедливости. 8. СИЛА ИДЕАЛА ГУМАННЫХ ОТНОШЕНИЙ в его действенности. Восхищение идеалом мало или много. Реализация опыта гуманных отношений в своем поведении. 9. ЭМПАТИЯ В ОБЩЕНИИ. Эмпатия как способность сбалансированности межличностных отношений, делающих поведение человека социально обусловленным. Эмпатия как ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению. Зависимость эмпатии от принципа идентификации. Условия развития эмлатических тенденций у человека. 10. ЭМПАТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ. Его функция обратной связи. Умение воспринимать содержание сообщения и улавливать эмоциональные проявления собеседника. Готовность партнеров к взаимной открытости. |