ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ЭМПАТИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Исследование процесса формирования эмпатии у будущих учителей и обоснование его теоретической и практической значимости предполагает в первой главе рассмотрение следующих аспектов проблемы: эволюцию взглядов выдающихся философов, педагогов, психологов отечественных и зарубежных школ на феномен «эмпатия», уточнение сущности данного явления с учетом будущей сферы профессиональной деятельности, создание теоретической модели эмпатии, выявление ее составляющих компонентов, взаимосвязи между ними, характеристик ее уровней, критериев, факторов, влияющих на ее формирование в условиях филологического образования. 1 .1 . ЭМПАТИЯ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Определяя эволюцию как «...определенное состояние какой-либо системы, рассматриваемое как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния...» (263, с. 154), мы определили цель данного параграфа как изучение генезиса понятия «эмпатия» в философских, психологических и педагогических исследованиях. Сам термин пришел в научную психологию в начале XX в. из философии словом «эмпатия» Э.Титченер перевел немецкое слово «Einfühlung» — «вчувствоваться в...», которым Т. Липпс в своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания произведений искусства, объектов природы, а позже и человека (121, с. 56). В этических системах А. Смита, А. Шопенгауэра, Г. Спенсера (18-19 век) термин «симпатия» понимался как свойство человеческой души, способность сострадать другому, испытывать потребность в благополучии другого или как контроль над эмоциями, внимание к переживаниям другого (214, 219, 248). 17 <> |
ГЛАВА I. ЭМПАТИЯ УЧИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГО“ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Исследование процесса становления эмпатии у будущих учителей и обоснование его теоретической и практической значимости предполагает в первой главе рассмотрение следующих аспектов проблемы: эволюцию взглядов выдающихся философов, педагогов, психологов отечественных и зарубежных школ на феномен «эмпатия», уточнение сущности данного явления с учетом будущей сферы профессиональной деятельности, создание теоретической модели эмпатии, выявление ее составляющих компонентов, взаимосвязи между ними, характеристик ее уровней, критериев, как факторов, влияющих на ее становление в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса. 1.1. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «ЭМПАТИЯ» В ФИЛОСОФСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ Поскольку эволюция “ это «...определенное состояние какой-либо системы, рассматриваемое как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния...» (263, с.1544), мы определили цель данного параграфа как изучение генезиса понятия «эмпатия» в философских, психологических и педагогических исследованиях. Понятие «эмпатия» получило распространение в психологической литературе только в начале 50-х годов XX века. Ранее исследователи пользовались понятием «симпатия», употребляя его в таком смысле как понимание, отзывчивость, эмоциональное соучастие. В этических системах А. Смита, А. Шопенгауэра, Г . Спенсера (18-19 век) термин «симпатия» понимался как свойство человеческой души, способность сострадать другому, испытывать потребность в благополучии другого или как контроль над эмоциями, внимание к переживаниям другого (214, 219, 248). Основоположник эволюционной этики, английский позитивист-социолог Герберт Спенсер стремился подвести научную базу под нравственные нормы христианской морали. Важнейшим фактором нравственного прогресса Г. Спенсер считал возрастание чувства симпатии. По Г. Спенсеру, симпатия разделяется на два аспекта: инстинктивную, которую он рассматривает как эмоциональное заражение и интеллектуальную или сочувственную. Такой подход к определению позволял ему рассматривать симпатию как основу совести, справедливости, альтруизма, регулятор взаимоотношений между людьми разных общественных положений и взглядов (219). Близкое к этому определению является понимание страдания в учении Артура Шопенгауэра: «Являясь свойством самой жизни, сострадание помогает человеку забыть о различиях между собой и другими, преодолеть свой эгоизм и, делая переживания другого своими, попытаться прекратить и х » (248). По А. Шопенгауэру, сострадание единственно реальный принцип морали, «процесс изумительный и, более того, таинственный... Мы видим, что в этом процессе снимается перегородка, которая с точки зрения естественного света разума, ... совершенно отделяет одно существо от другого, и что «не-я» некоторым образом становится «я»» (248). |