Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 19]

Исследования показывают, что проблема эмпатии тесно связана с теорией вчувствования Т.
Липпса, основными аспектами которой являются процессы вчувствования: интуитивная, познавательная направленность на объект, познание объекта средствами проекции, имитации, соотношения себя и объекта в акте познания.
В своей концепции эстетического воспитания Т.
Липпс под симпатией подразумевал процесс понимания произведений искусства, а позже человека.
По его мнению, симпатия это специфический вид познания.
Вчувствование в другого человека основывается на желании обнаружить в нем свои собственные переживания.
Сочувствие другим людям возможно, поскольку человек наполняет их переживания своим опытом.
Соучастие в страданиях людей объясняет альтруистическое поведение (121).
Как видим, теория Т.
Липпса оказалась весьма плодотворной и актуальной для исследуемой нами проблемы.

*■ Анализом вчувствования в эмоциональное состояние другого занимался 3.
Фрейд, отмечавший, что проникновение в механизм вчувствования дает возможность понять сложнейшие
пути «соприкосновения с душевной жизнью другого человека...» (235).
Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного.
Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х
гг.
В советскую психологию термин «эмпатия» был введен только в начале 70-х гг.
Т.
П.
Гавриловой и поначалу собственно эмоциональная трактовка эмпатии
также была преобладающей.
Вслед за Т.П.
Гавриловой, можно считать, что итогом философского анализа факта сопричастности человека внутреннему миру других < людей явилось выделение нескольких аспектов рассмотрения понятия симпатия и вчувствования, представляющих интерес нашему исследованию: симпатия как свойство человека; симпатия и вчувствование как формы познания;
[стр. 22]

Только сострадание может служить основанием морали, так как в нем индивид выходит за пределы своего «я» и преодолевает ограниченность индивидуального существования.
Большой резонанс среди общественности начала и середины XX столетия получили идеи и психотерапевтическая практика доктора философии, лауреата Нобелевской премии мира Альберта Швейцера (1875-1965 гг.).
В своих теоретических воззрениях он стремился к синтезу этики А.
Шопенгауэра с моральным учением христианства и буддизма.
Суть его этики уважение, понимание и сострадание ко всему Живому.
Исследования показывают, что проблема эмпатии тесно связана с теорией вч у в с т в о в ания Т.
Липпса, основными аспектами которой являются процессы вчувствования: интуитивная познавательная направленность на объект, познание объекта средствами проекции, имитации, соотношения себя и объекта в акте познания.
В своей концепции эстетического воспитания Т.
Липпс под симпатией подразумевал процесс понимания произведений искусства, а позже человека.
По его мнению, симпатия это специфический вид познания.
Вчувствование в другого человека основывается на желании обнаружить в нем свои собственные переживания.
Сочувствие другим людям возможно, поскольку человек наполняет их переживания своим опытом.
Соучастие в страданиях людей объясняет альтруистическое поведение (121).
Как видим, теория Т.
Липпса оказалась весьма плодотворной и актуальной для исследуемой нами проблемы.

Анализом вчувствования в эмоциональное состояние другого занимался 3.
Фрейд, отмечавший, что проникновение в механизм вчувствования дает возможность понять сложнейшие


[стр.,23]

пути «соприкосновения с душевной жизнью другого человека.
..» (235).

Вслед за Т.П.
Гавриловой, считаем, что итогом философского анализа факта сопричастности человека внутреннему миру других людей явилось выделение нескольких аспектов рассмотрения понятия симпатия и вчувствования, представляющих интерес нашему исследованию: симпатия и вчувствование как формы познания; симпатия как свойство человека; роль собственного опыта в акте симпатии; наличие различных форм симпатии и вчувствования; связь симпатии с альтруизмом.
Наиболее полно и последовательно, на наш взгляд, теория симпатии разработана М.
Шелером, который исходил из феноменологических установок в противоположность рационализму этических систем.
М.
Шелер рассматривал специфику симпатии как форму подлинных отношений между людьми.
Для М.
Шелера симпатия есть интернациональный акт любви, направленный на познание личности другого, как высшей ценности, и в котором осуществляются потенциальные возможности человека от низшего уровня (вегетативного) к высшему (духовному) .
Он полагал, что сопереживание ~ это состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживаниями.
Сочувствие есть участие в переживаниях другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, его целостности.
Это более высокое состояние истинная симпатия.
Эти положения внесли определенный вклад в понимание эмпатии как феномена, ее сущности, структуры.
Т.
Рибо и В.
Штерн положили начало изучению генезиса симпатии и ее проявлений, рассматривая ее как стремление

[стр.,25]

Анализ современных исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволил выделить ряд направлений и подходов к определению ее содержания, функций и структуры.
В основу первого направления легли подходы ряда авторов, у которых преобладала концепция чисто эмоциональной интерпретации феномена (А.
Валлон, Т.П.
Гаврилова, Т.
Липпс, Г.
Салливен, П.
Фресс, М.
Шелер, А.
Шопенгауэр и др.).
Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного.
Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х
годов.
В отечественную психологию термин эмпатия впервые был введен в начале 70-годов Т.П.
Гавриловой и поначалу собственно эмоциональная трактовка эмпатии
была преобладающей.
Под эмпатией она понимала способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, животного.
Как и западные психологи (Т.
Липпс, М.
Шелер, А.
Шопенгауэр и др.), Т.П.
Гаврилова также рассматривала два вида эмпатии: сочувственную и сопереживающую.
Сопереживать, по ее мнению, значит отождествлять себя с другим человеком.
Сочувствовать эмоционально положительно относиться к тому, что чувствует другой (61).
Такую же точку зрения на понимание эмпатии разделяет A.B.
Мудрик.
По его мнению, сопереживание это переживание тех самых чувств, которые испытывает другой человек.
Это как бы отождествление себя с ним, в наиболее полном виде растворение в нем (как это бывает у любящих) .
До сопереживания подняться трудно.
Сопереживают, как правило, близкие друг другу люди.
Сочувствие более доступное и распространенное явление, оно не предполагает переживания тех же чувств, которые испытывает другой человек, а требу

[Back]