Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 20]

роль собственного опыта в акте симпатии; наличие различных форм симпатии и вчувствования; связь симпатии с альтруизмом.
Наиболее полно и последовательно, на наш взгляд, теория симпатии разработана М.
Шелером, который исходил из феноменологических установок в противоположность рационализму этических систем.
М.
Шелер рассматривал специфику симпатии как форму подлинных отношений между людьми.
Для М.
Шелера симпатия есть интернациональный акт любви, направленный на познание личности другого, как высшей ценности, и в котором осуществляются потенциальные возможности человека от низшего уровня (вегетативного) к высшему (духовному).
Он полагал, что сопереживание
это состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживаниями.
Сочувствие есть участие в переживаниях другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, его целостности.
Это более высокое состояние истинная симпатия.
Эти положения внесли определенный вклад в понимание эмпатии как феномена, ее сущности, структуры.
Т.
Рибо и В.
Штерн положили начало изучению генезиса симпатии и ее проявлений, рассматривая ее как стремление
согласовать свои эмоциональные состояния с состояниями других, учитывая их темперамент и способы поведения.
Т.
Рибо считает симпатию одной из первичных эмоций, основой моральных чувств и отмечает сложный характер протекания симпатии, которая не всегда сопровождается альтруистическим актом.
По Т.
Рибо, люди часто стремятся избавить себя от страданий, присутствуя при переживаниях других, уходят от помощи (194).
Как видим, В.
Штерн и Т.
Рибо связывали симпатию с альтруистическим поведением, пытаясь подойти к решению важнейшей
про<■ блемы взаимосвязи переживания и поведения (194, 251).
[стр. 23]

пути «соприкосновения с душевной жизнью другого человека.
..» (235).
Вслед за Т.П.
Гавриловой, считаем, что итогом философского анализа факта сопричастности человека внутреннему миру других людей явилось выделение нескольких аспектов рассмотрения понятия симпатия и вчувствования, представляющих интерес нашему исследованию: симпатия и вчувствование как формы познания; симпатия как свойство человека; роль собственного опыта в акте симпатии; наличие различных форм симпатии и вчувствования; связь симпатии с альтруизмом.
Наиболее полно и последовательно, на наш взгляд, теория симпатии разработана М.
Шелером, который исходил из феноменологических установок в противоположность рационализму этических систем.
М.
Шелер рассматривал специфику симпатии как форму подлинных отношений между людьми.
Для М.
Шелера симпатия есть интернациональный акт любви, направленный на познание личности другого, как высшей ценности, и в котором осуществляются потенциальные возможности человека от низшего уровня (вегетативного) к высшему (духовному) .
Он полагал, что сопереживание
~ это состояние слияния с объектом симпатии, идентификация с его переживаниями.
Сочувствие есть участие в переживаниях другого человека при сохранении независимых чувств субъекта, его целостности.
Это более высокое состояние истинная симпатия.
Эти положения внесли определенный вклад в понимание эмпатии как феномена, ее сущности, структуры.
Т.
Рибо и В.
Штерн положили начало изучению генезиса симпатии и ее проявлений, рассматривая ее как стремление


[стр.,24]

согласовать свои эмоциональные состояния с состояниями других, учитывая их темперамент и способы поведения.
Т.
Рибо считает симпатию одной из первичных эмоций, основой моральных чувств и отмечает сложный характер протекания симпатии, которая не всегда сопровождается альтруистическим актом.
По Т.
Рибо, люди часто стремятся избавить себя от страданий, присутствуя при переживаниях других, уходят от помощи (194).
Как видим, В.
Штерн и Т.
Рибо связывали симпатию с альтруистическим поведением, пытаясь подойти к решению важнейшей
проблемы взаимосвязи переживания и поведения (194, 250).
Важными для целей нашего исследования являются выводы американского социального психолога МакДауголла, полагавшего, что симпатия чисто аффективный процесс, осуществляемый по типу заражения или индукции.
Эмоциональное заражение, вызванное видом страданий другого человека, «стремится разрешиться в альтруистическом действии для облегчения этого страдания» (123).
По его мнению, симпатия существует в двух формах: активной и пассивной.
Активная форма симпатии есть взаимное разделение эмоций между людьми при сходстве их эмоционального проявления и нравственных позиций.
Пассивная симпатия чисто аффективный процесс, не тождественный формам человеческой симпатии состраданию, сопереживанию (123).
Впервые в научную психологию термин «эмпатия» ввел Э .
Титченер.
Он перевел немецкое слово Е1п1:иЬ1ипд «вчувствоваться в...» словом эмпатия.
24

[Back]