Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 21]

Важными для целей нашего исследования являются выводы американского социального психолога МакДауолла, полагавшего, что симпатия чисто аффективный процесс, осуществляемый по типу заражения или индукции.
Эмоциональное заражение, вызванное видом страданий другого человека, «стремится разрешиться в альтруистическом действии для облегчения этого страдания» (123).
По его мнению, симпатия существует в двух формах: активной и пассивной.
Активная форма симпатии есть взаимное разделение эмоций между людьми при сходстве их эмоционального проявления и нравственных позиций.
Пассивная симпатия чисто аффективный процесс, не тождественный формам человеческой симпатии-состраданию, сопереживанию (123).
Впервые в научную психологию термин «эмпатия» ввел Э.
Титченер.
Он перевел немецкое слово
«вчувствоваться в...» словом эмпатия.
Анализ современных исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволил выделить ряд направлений и подходов к определению ее содержания, функций и структуры.
В
основу первого направления легли подходы ряда авторов, у которых преобладала концепция чисто эмоциональной интерпретации феномена (А.
Валлон, Т.П.
Гаврилова, Т.
Липпс, Г.
Салливен, П.
Фресс,
с М.
Шелер, А.
Шопенгауэр и др.).
Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного.
Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.
В отечественную психологию термин эмпатия впервые был введен в начале 70-годов Т.П.
Гавриловой и поначалу собственно эмоциональная трактовка эмпатии была преобладающей.
Под эмпатией она понимала способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, животного.
Как и западные психологи (Т.
Липпс, М.
Шелер, А.
Шопенгауэр и др.), Т.П.
Гаврилова также рассматривала два вида эмпатии: сочувственную и сопереживающую.
Сопереживать,
[стр. 24]

согласовать свои эмоциональные состояния с состояниями других, учитывая их темперамент и способы поведения.
Т.
Рибо считает симпатию одной из первичных эмоций, основой моральных чувств и отмечает сложный характер протекания симпатии, которая не всегда сопровождается альтруистическим актом.
По Т.
Рибо, люди часто стремятся избавить себя от страданий, присутствуя при переживаниях других, уходят от помощи (194).
Как видим, В.
Штерн и Т.
Рибо связывали симпатию с альтруистическим поведением, пытаясь подойти к решению важнейшей проблемы взаимосвязи переживания и поведения (194, 250).
Важными для целей нашего исследования являются выводы американского социального психолога
МакДауголла, полагавшего, что симпатия чисто аффективный процесс, осуществляемый по типу заражения или индукции.
Эмоциональное заражение, вызванное видом страданий другого человека, «стремится разрешиться в альтруистическом действии для облегчения этого страдания» (123).
По его мнению, симпатия существует в двух формах: активной и пассивной.
Активная форма симпатии есть взаимное разделение эмоций между людьми при сходстве их эмоционального проявления и нравственных позиций.
Пассивная симпатия чисто аффективный процесс, не тождественный формам человеческой симпатии состраданию, сопереживанию (123).
Впервые в научную психологию термин «эмпатия» ввел Э .
Титченер.
Он перевел немецкое слово
Е1п1:иЬ1ипд «вчувствоваться в...» словом эмпатия.
24

[стр.,25]

Анализ современных исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволил выделить ряд направлений и подходов к определению ее содержания, функций и структуры.
В основу первого направления легли подходы ряда авторов, у которых преобладала концепция чисто эмоциональной интерпретации феномена (А.
Валлон, Т.П.
Гаврилова, Т.
Липпс, Г.
Салливен, П.
Фресс,
М.
Шелер, А.
Шопенгауэр и др.).
Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного.
Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.
В отечественную психологию термин эмпатия впервые был введен в начале 70-годов Т.П.
Гавриловой и поначалу собственно эмоциональная трактовка эмпатии была преобладающей.
Под эмпатией она понимала способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, животного.
Как и западные психологи (Т.
Липпс, М.
Шелер, А.
Шопенгауэр и др.), Т.П.
Гаврилова также рассматривала два вида эмпатии: сочувственную и сопереживающую.
Сопереживать,
по ее мнению, значит отождествлять себя с другим человеком.
Сочувствовать эмоционально положительно относиться к тому, что чувствует другой (61).
Такую же точку зрения на понимание эмпатии разделяет A.B.
Мудрик.
По его мнению, сопереживание это переживание тех самых чувств, которые испытывает другой человек.
Это как бы отождествление себя с ним, в наиболее полном виде растворение в нем (как это бывает у любящих) .
До сопереживания подняться трудно.
Сопереживают, как правило, близкие друг другу люди.
Сочувствие более доступное и распространенное явление, оно не предполагает переживания тех же чувств, которые испытывает другой человек, а требу

[стр.,167]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Переход к гуманистической парадигме образования (Е.В.
Бондаревская, В.В.
Сериков, Е.Н.
Шиянов, И.С.
Якиманская и др.) предполагает совершенствование процесса подготовки будущих учителей, не только владеющих системой психологопедагогических знаний, но и глубоко понимающих весь внутренний часто противоречивый мир своих воспитанников.
Одной из педагогических задач, такой же важной, как и воспитание ума, как и репродуцирование ученику знаний, умений и навыков является то, как они будут использованы воспитуемым в дальнейшем, а это во многом определяется эмоциональным отношением субъекта к окружающим его людям и действительности.
Одним из компонентов упомянутого выше эмоционального отношения можно рассматривать эмпатию.
Исходя из задач н а шего исследования, нами была выявлена сущность данного феномена.
Анализ современных исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволил выделить ряд направлений и подходов к определению ее содержания, функций и структуры.
В
нашей работе мы придерживались взглядов тех ученых, которые считают, что для структуры эмпатии три компонента эмоциональный, когнитивный, поведенческий (А.К.
Маркова, A.B.
Мудрик, Н.Г.
Осухова, К.
Роджерс, Натали Роджерс, Н.П.
Стрелкова, И.М.
Юсупов и др.).
Чтобы выявить компоненты структуры эмпатии и искать пути ее становления в единстве с развитием личности в целом, мы определили следующие функции изучаемого феномена.
1.
побудительную, способствующую идентификации личности с другими, побуждающую к проявлению чувств, адекватных конкретной ситуации;

[Back]