Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 22]

по ее мнению, значит отождествлять себя с другим человеком.
Сочувствовать эмоционально положительно относиться к тому, что чувствует другой (61).
Такую же точку зрения на понимание эмпатии разделяет A.B.
Мудрик.
По его мнению, сопереживание это переживание тех самых чувств, которые испытывает другой человек.
Это как бы отождествление себя с ним, в наиболее полном виде растворение в нем (как это бывает у любящих).
До сопереживания подняться трудно.
Сопереживают, как правило, близкие друг другу люди.
Сочувствие более доступное и распространенное явление, оно не предполагает переживания тех же чувств, которые испытывает другой человек, а требует
всего лишь эмоционально-положительного отношения к тому, что чувствует другой (137,138).
# Представляется оправданным «разведение» таких явлений, как сопереживание и сочувствие.
Вместе с тем мы не можем согласиться с утверждением вышеназванных авторов о
разной направленности этих двух видов эмпатии, приводящих к появлению эгоистических тенденций (от сопереживания), в других альтруистических (от сочувствия).
Придерживаясь точки зрения Л.П.
Стрелковой, мы полагаем, что сопереживание и сочувствие являются звеньями одной эмпатийной цепи; и тому и другому отведено в ней свое место и свои функции (222, 223).
Отметим, что работам этих ученых присуща одна объединяющая их особенность эмпатия в них рассматривается как пассивное сочувствие, как форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действенного начала.
Эмоциональная идентификация субъекта с лицом, которому адресовано сочувствие, не предлагает активности, направленной на устранение фрустрирующих воздействий и, тем более, не дает возможности измерять интенсивность эмпатии посредством выявления характера активности окружающих, направленной на блокирование фрустратора, угрожающего не им, а их товарищу.
[стр. 25]

Анализ современных исследований, посвященных проблеме эмпатии, позволил выделить ряд направлений и подходов к определению ее содержания, функций и структуры.
В основу первого направления легли подходы ряда авторов, у которых преобладала концепция чисто эмоциональной интерпретации феномена (А.
Валлон, Т.П.
Гаврилова, Т.
Липпс, Г.
Салливен, П.
Фресс, М.
Шелер, А.
Шопенгауэр и др.).
Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время немного.
Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.
В отечественную психологию термин эмпатия впервые был введен в начале 70-годов Т.П.
Гавриловой и поначалу собственно эмоциональная трактовка эмпатии была преобладающей.
Под эмпатией она понимала способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого человека, животного.
Как и западные психологи (Т.
Липпс, М.
Шелер, А.
Шопенгауэр и др.), Т.П.
Гаврилова также рассматривала два вида эмпатии: сочувственную и сопереживающую.
Сопереживать, по ее мнению, значит отождествлять себя с другим человеком.
Сочувствовать эмоционально положительно относиться к тому, что чувствует другой (61).
Такую же точку зрения на понимание эмпатии разделяет A.B.
Мудрик.
По его мнению, сопереживание это переживание тех самых чувств, которые испытывает другой человек.
Это как бы отождествление себя с ним, в наиболее полном виде растворение в нем (как это бывает у любящих) .
До сопереживания подняться трудно.
Сопереживают, как правило, близкие друг другу люди.
Сочувствие более доступное и распространенное явление, оно не предполагает переживания тех же чувств, которые испытывает другой человек, а требу


[стр.,26]

ет всего лишь эмоционально-положительного отношения к тому, что чувствует другой (137,138).
Представляется оправданным «разведение» таких явлений, как сопереживание и сочувствие.
Вместе с тем мы не можем согласиться с утверждением вышеназванных авторов о
разнонаправленности этих двух видов эмпатии, приводящих к появлению эгоистических тенденций (от сопереживания), в других альтруистических (от сочувствия).
Придерживаясь точки зрения Л.П.
Стрелковой, мы полагаем, что сопереживание и сочувствие являются звеньями одной эмпатийной цепи; и тому и другому отведено в ней свое место и свои функции (222, 223) .
Отметим, что работам этих ученых присуща одна объединяющая их особенность эмпатия в них рассматривается как пассивное сочувствие, как форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действенного начала.
Эмоциональная идентификация субъекта с лицом, которому адресовано сочувствие, не предлагает активности, направленной на устранение фрустрирующих воздействий и, тем более, не дает возможности измерять интенсивность эмпатии посредством выявления характера активности окружающих, направленной на блокирование фрустратора, угрожающего не им, а их товарищу.

В исследованиях Т.П.
Гавриловой, посвященных проблеме эмпатии, внимание концентрируется, в основном, на разграничении сопереживания (в основе которого, в понимании автора, лежит потребность субъекта в собственном благополучии, в переживании за себя) и сочувствия (бескорыстной потребности в благополучии других).

[Back]