Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 23]

В исследованиях Т.П.
Гавриловой, посвященных проблеме эмпатии, внимание концентрируется
на разграничении сопереживания (в основе которого, в понимании автора, лежит потребность субъекта в собственном благополучии, в переживании за себя) и сочувствия (бескорыстной потребности в благополучии других).
На наш взгляд, такое понимание эмпатии является недостаточно корректным.
Вслед за A.B.
Петровским, считаем, что такое противопоставление «потребности в благополучии для себя» (абстрактный эгоизм) и «потребности в благополучии для других» (абстрактный альтруизм) не соответствует характерной для нашей морали форме эмпатии потребности в «благополучии для всех других как в благополучии для себя».
Мы разделяем такую точку зрения и полагаем, что понимание эмпатии как некоего пассивно-созерцательного отношения к переживаниям другого без активного вмешательства с целью помощи должно быть с самого начала преодолено.
Эмоциональная идентификация, с нашей точки зрения, является основной и важнейшей формой действенной эмпатии, « подлежащей, на наш взгляд, изучению.
В 70-е годы проблемой эмпатии занимались немногие исследователи.
Правда, ряд авторов (Т.Е.
Конникова, Я.Л.
Коломинский и др.) выделяет в качестве особой формы отношения, которые они называют гуманистическими, проявляющимися в заботливом, чутком отношении воспитанников друг к другу, в отзывчивости, в стремлении помочь другому даже в тех случаях, когда учащиеся непосредственно не связаны между собой дружбой.
В конце 1972 года в лаборатории (Психологические исследования личности в группе НИИ общей и педагогической психологии АНН ССР) рядом ученых началось изучение психологического феномена группо* вой активности действенной групповой эмоциональной идентификации (ДГЭИ) по концептуальному плану, предложенному A.B.
Петровским.
В качестве объекта, проводимого им исследования, предлагалась
[стр. 26]

ет всего лишь эмоционально-положительного отношения к тому, что чувствует другой (137,138).
Представляется оправданным «разведение» таких явлений, как сопереживание и сочувствие.
Вместе с тем мы не можем согласиться с утверждением вышеназванных авторов о разнонаправленности этих двух видов эмпатии, приводящих к появлению эгоистических тенденций (от сопереживания), в других альтруистических (от сочувствия).
Придерживаясь точки зрения Л.П.
Стрелковой, мы полагаем, что сопереживание и сочувствие являются звеньями одной эмпатийной цепи; и тому и другому отведено в ней свое место и свои функции (222, 223) .
Отметим, что работам этих ученых присуща одна объединяющая их особенность эмпатия в них рассматривается как пассивное сочувствие, как форма соучастия в эмоциональном состоянии партнера, за которым нет действенного начала.
Эмоциональная идентификация субъекта с лицом, которому адресовано сочувствие, не предлагает активности, направленной на устранение фрустрирующих воздействий и, тем более, не дает возможности измерять интенсивность эмпатии посредством выявления характера активности окружающих, направленной на блокирование фрустратора, угрожающего не им, а их товарищу.
В исследованиях Т.П.
Гавриловой, посвященных проблеме эмпатии, внимание концентрируется,
в основном, на разграничении сопереживания (в основе которого, в понимании автора, лежит потребность субъекта в собственном благополучии, в переживании за себя) и сочувствия (бескорыстной потребности в благополучии других).


[стр.,27]

На наш взгляд, такое понимание эмпатии является недостаточно корректным.
Вслед за A.B.
Петровским, считаем, что такое противопоставление «потребности в благополучии для себя» (абстрактный эгоизм) и «потребности в благополучии для других» (абстрактный альтруизм) не соответствует характерной для нашей морали форме эмпатии потребности в «благополучии для всех других как в благополучии для себя».
Мы разделяем такую точку зрения и полагаем, что понимание эмпатии как некоего пассивно-созерцательного отношения к переживаниям другого без активного вмешательства с целью помощи должно быть с самого начала преодолено.
Эмоциональная идентификация, с нашей точки зрения, является основной и важнейшей формой действенной эмпатии, подлежащей, на наш взгляд, изучению.
В 70-е годы проблемой эмпатии занимались немногие исследователи.
Правда, ряд авторов (Т.Е.
Конникова, Я.Л.
Коломинский и др.) выделяет в качестве особой формы отношения, которые они называют гуманистическими, проявляющимися в заботливом, чутком отношении воспитанников друг к другу, в отзывчивости, в стремлении помочь другому даже в тех случаях, когда учащиеся непосредственно не связаны между собой дружбой.
В конце 1972 года в лаборатории (Психологические исследования личности в группе НИИ общей и педагогической психологии АНН ССР) рядом ученых началось изучение психологического феномена групповой активности действенной групповой эмоциональной идентификации (ДГЭИ) по концептуальному плану, предложенному A.B.
Петровским.
В качестве объекта, проводимого им исследования, предлагалась
эмоциональная идентификация члена группы с группой в целом.
Бли

[Back]