эмоциональная идентификация члена группы с группой в целом. Ближе всего к содержанию понятия «эмоциональная идентификация», по утверждению психологов, находится эмпатия. Во всех определениях эмпатии представителей второго направления общим моментом является идентификация с другим аффективная, когнитивная или на уровне социального поведения (Р. Даймонд, Джон Мид, Дж. Миллер С. Маркус, У. Найссер). В рамках данного направления эмпатия понимается как способность людей воспринимать друг друга, предсказывать их действия (Р. Даймонд), способность принять роль другого человека (Джон Мид), представить, как другой человек себя чувствует, и понять его настроения (С. Маркус). Именно такая идентификация с другим выступает источником понимания, предсказания и других функций эмпатии. Аналогичный вывод сделан С. Маркусом, румынским психологом. По С. Маркусу, идентификация с «другим», т.е. с другой личностью, другим «Я», предполагает способность формировать в психологической организации своей личности образ воображаемого «Я» и способность становиться на точку зрения этого «Я». Такая характеристика эмпатии понимается в контексте теории психического моделирования и определяется как процесс моделирования «Я» по личности другого (130). В русле данного направления развивает свои взгляды И.М. Юсупов, который считает, что эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у учителя эмпатия ключевой фактор успеха в его деятельности, которая требует вчувствования в мир партнера по общению. Ученый сводит понимание эмпатии к совокупности ряда умений: умение слушать партнера, отмечая не только то, что сказано, но и то, как это сказано, положительная установка на собеседника, развитое внимание, память, воображение, позволяющее образно представить си |
же всего к содержанию понятия «эмоциональная идентификация», по утверждению психологов, находится эмпатия. Во всех определениях эмпатии представителей ВТОРОГО НАПРАВЛЕНИЯ общим моментом является идентификация с другим аффективная, когнитивная или на уровне социального поведения (Р. Даймонд, Джон Мид, С. Маркус). В рамках данного направления эмпатия понимается как способность людей воспринимать друг друга, предсказывать их действия (Р. Даймонд) , способность принять роль другого человека (Джон Мид), представить, как другой человек себя чувствует, и понять его настроения (С. Маркус). Именно такая идентификация с другим выступает источником понимания, предсказания и других функций эмпатии. Аналогичный вывод сделан С. Маркусом, румынским психологом. По С. Маркусу, идентификация с «другим», т.е. с другой личностью, другим «Я», предполагает способность формировать в психологической организации своей личности образ воображаемого «я» и способность становиться на точку зрения этого «я». Такая характеристика эмпатии понимается в контексте теории психического моделирования и определяется как процесс моделирования «я» по личности другого (130). В русле данного направления развивает свои взгляды И. М. Юсупов, который считает, что эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у учителя эмпатия ключевой фактор успеха в его деятельности, которая требует вчувствования в мир партнера по общению. Ученый сводит понимание эмпатии к совокупности ряда умений: умение слушать партнера, отмечая не только то, что сказано, но и то, как это сказано, положительная установка на 28 |