Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 25]

туации, прогнозировать поведение партнера в соответствии с его ожиданиями в отношении нас (254).
Такой подход к определению эмпатии позволяет сделать вывод о том, что если раньше в зарубежной психологии преобладала концепция чисто эмоциональной интерпретации феномена, то постепенно акцент начинает смещаться с эмоциональной реакции на понимание другого человека через «воображаемое перевоплощение», «интроекцию».
Таким образом, к аффективному элементу (Г.
Салливен, П.
Фресс и др.) добавляется когнитивный, и развитие представлений об эмпатии уже идет от понимания феномена как реагирования чувствами на чувства к аффективно-когнитивному процессу понимания внутреннего мира другого в
целом (Р.
Даймонд, Джон Мид, С.
Маркус, И.М.
Юсупов и др.).
Представители третьего направления дополняют представление об аффективно-когнитивной природе эмпатии введением коммуникативного элемента (А.И.
Антилогова, И.
Каган, Т.
Киф, Д.
Майерс,
А.В.
Петровский, А, У.
Хараш, К.
Роджерс, Натали Роджерс, Л.В.
Стрелкова, И.М.
Юсупов и др.).
С точки зрения гуманистической психологии слушание с пониманием (слышание) лечит, а не объяснение, интерпретация, как, например, в психоанализе.
Эту главную идею гуманистической психологии повторяет интерсубъективный подход в отечественной социальной психологии: понятие диалога как слушания слышания, подтверждения (А.У.
Хараш).
Впоследствии К.
Роджерс распространил свое понимание эмпатии на другие сферы человеческого общения: ученик учитель, ребенок родитель и т.
д Так, Карл Рэнсом Роджерс дает новый импульс к развитию представлений об эмпатии.
«Есть много попыток определить понятие «эмпатия» и мне принадлежит несколько», пишет американский психотерапевт, один из лидеров гуманистической психологии, создатель так назы
[стр. 29]

собеседника, развитое внимание, память, воображение, позволяющее образно представить ситуации, прогнозировать поведение партнера в соответствии с его ожиданиями в отношении нас (254).
Такой подход к определению эмпатии позволяет сделать вывод о том, что если раньше в зарубежной психологии преобладала концепция чисто эмоциональной интерпретации феномена, то постепенно акцент начинает смещаться с эмоциональной реакции на понимание другого человека через «воображаемое перевоплощение», «интроекцию».
Таким образом, к аффективному элементу (Г.
Салливен, П.
Фресс и др.) добавляется когнитивный, и развитие представлений об эмпатии уже идет от понимания феномена как реагирования чувствами на чувства к аффективно-когнитивному процессу понимания внутреннего мира другого в
целом (Р.
Даймонд, Джон Мид, С.
Маркус, И.М.
Юсупов и др.).
Представители ТРЕТЬЕГО НАПРАВЛЕНИЯ дополняют представление об аффективно-когнитивной природе эмпатии введением коммуникативного элемента (А.И.
Антилогова, И.
Каган, Т.
Киф, Д.
Майерс,
A.B.
Петровский, К.
Роджерс, Натали Роджерс, JI.B.
Стрелкова, И.М.
Юсупов и др.).
Так, Карл Рэнсом Роджерс дает новый импульс к развитию представлений об эмпатии.
«Есть много попыток определить понятие «эмпатия» и мне принадлежит несколько», пишет американский психотерапевт, один из лидеров гуманистической психологии, создатель так называемой
направленной или «центрированной на клиенте» психотерапии, при которой терапевт, вступая в глубоко личностный контакт с клиентом видит в нем не больного, но другую столь же полноценную личность, способную 29

[Back]