Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 26]

ваемой направленной или «центрированной на клиенте» психотерапии, при которой терапевт, вступая в глубоко личностный контакт с клиентом, видит в нем не больного, но другую столь же полноценную личность, споссСлую взять на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего «Я» (190, с.235).
По К.
Роджерсу, быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто».
Как видим, К.
Роджерс рассматривает эмпатию скорее как процесс, чем состояние, который имеет несколько граней: вхождение в личный мир другого, пребывание в нем «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого, что означает временную жизнь другой жизнью, деликатное в ней пребывание без оценивания и осуждения, улавливание того, что другой сам едва осознает.
Быть с другими таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости.
При этом важно не потерять себя в порой странном и причудливом мире другого и успешно вернуться в свой мир, когда это необходимо.
Быть эмпатичным трудно.
Это означает быть ответственным, сильным и в то же время тонким и чутким (190,191).
Интересным для нашего исследования является понимание эмпатии Натали Роджерс, которая добавляет коммуникативный компонент и определяет его как возможность передать другому способность понимания, вслушивание во всю глубину его эмоциональной боли.
«Важно быть с
людь'/Т!, позволяющими не скрывать горе и слезы.
Знать, что, если есть что сказать, будешь услышан и понят» (189).
К.
Роджерс, С.
Труакс определяют коммуникативный компонент как способность передавать партнеру понимание его переживаний или его внутренней ситуации.
Такое расширенное
и углубленное понимание
[стр. 29]

собеседника, развитое внимание, память, воображение, позволяющее образно представить ситуации, прогнозировать поведение партнера в соответствии с его ожиданиями в отношении нас (254).
Такой подход к определению эмпатии позволяет сделать вывод о том, что если раньше в зарубежной психологии преобладала концепция чисто эмоциональной интерпретации феномена, то постепенно акцент начинает смещаться с эмоциональной реакции на понимание другого человека через «воображаемое перевоплощение», «интроекцию».
Таким образом, к аффективному элементу (Г.
Салливен, П.
Фресс и др.) добавляется когнитивный, и развитие представлений об эмпатии уже идет от понимания феномена как реагирования чувствами на чувства к аффективно-когнитивному процессу понимания внутреннего мира другого в целом (Р.
Даймонд, Джон Мид, С.
Маркус, И.М.
Юсупов и др.).
Представители ТРЕТЬЕГО НАПРАВЛЕНИЯ дополняют представление об аффективно-когнитивной природе эмпатии введением коммуникативного элемента (А.И.
Антилогова, И.
Каган, Т.
Киф, Д.
Майерс, A.B.
Петровский, К.
Роджерс, Натали Роджерс, JI.B.
Стрелкова, И.М.
Юсупов и др.).
Так, Карл Рэнсом Роджерс дает новый импульс к развитию представлений об эмпатии.
«Есть много попыток определить понятие «эмпатия» и мне принадлежит несколько», пишет американский психотерапевт, один из лидеров гуманистической психологии, создатель так называемой направленной или «центрированной на клиенте» психотерапии, при которой терапевт, вступая в глубоко личностный контакт с клиентом видит в нем не больного, но другую столь же полноценную личность, способную 29

[стр.,30]

взять на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего «Я» (190, с.235) .
По К.
Роджерсу, быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто».
Как видим, К.
Роджерс рассматривает эмпатию скорее как процесс, чем состояние, который имеет несколько граней: вхождение в личный мир другого, пребывание в нем «как дома», постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого, что означает временную жизнь другой жизнью, деликатное в ней пребывание без оценивания и осуждения, улавливание того, что другой сам едва осознает.
Быть с другими таким способом, означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости.
При этом важно не потерять себя в порой странном и причудливом мире другого и успешно вернуться в свой мир, когда это необходимо.
Быть эмпатичным трудно.
Это означает быть ответственным, сильным и в то же время тонким и чутким (190,191).
Интересным для нашего исследования является понимание эмпатии Натали Роджерс, которая добавляет коммуникативный компонент и определяет его как возможность передать другому способность понимания, вслушивание во всю глубину его эмоциональной боли.
«Важно быть с
людьми, позволяющими не скрывать горе и слезы.
Знать, что, если есть что сказать, будешь услышан и понят» (189).
К.
Роджерс, С.
Труакс определяют коммуникативный компонент как способность передавать партнеру понимание его переживаний или его внутренней ситуации.
Такое расширенное

[Back]