Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 27]

эмпатии означает, на наш взгляд, что при отсутствии коммуникативного компонента нельзя говорить об эмпатии.
В
сфере образования К.
Роджерсом и его последователями проведено ряд исследований, показывающих роль эмпатии в обучении и воспитании.
В эксперименте принимало участие свыше 600 учителей и 10000 учеников, что свидетельствует о его масштабности.
По данным
исследован;^ К.
Роджерса, у эмпатичных учителей учащиеся меньше пропускают занятия в учебном году, у них наблюдается больше личностной автономности, меньше физической и вербальной агрессии, более развитая «Я-концепция», более высокие академические успехи, меньше актов вандализма, меньше дисциплинарных проблем, большой рост творчества, более высокий уровень мышления.
Эмпатия важнейшая установка, свойство фасилитатора.
Фасилитатором,
то есть способствующим процессу личностного роста учения, общения может быть учитель, родитель, супруг.
К.
Роджерс рассматривает три установки учителя-фасилитатора: первая описывается терминами «истинность» и «открытость» и предполагает открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность открыто выражать и транслировать их учащимся; вторая «принятие», «доверие» представляет собой личностную уверенность учителя в возможностях и способностях учащихся; третья «эмпатическое понимание» видение учителем внутреннего мира ученика как бы его глазами.

Анализ научной литературы и наши собственные наблюдения за работой учителей показали, что чем выше их способность к фасилитации учения, тем более индивидуализированным и дифференцированным является их подход к учащимся, тем больше внимания они уделяют их переживаниям, чаще вступают с ними в диалоги, чаще сотрудничают с ними при
пикировании учебного процесса, чаще используют их мысли в своей работе, чаще улыбаются на уроке.
Акт эмпатии может состоять
[стр. 31]

и углубленное понимание эмпатии означает, на наш взгляд, что при отсутствии коммуникативного компонента нельзя говорить об эмпатии.
Впоследствии
понимание эмпатии распространяется на такие сферы человеческого общения, как «ученик-учитель», «ребенок-родитель».
В сфере образования К.
Роджерсом и его последователями проведено ряд исследований, показывающих роль эмпатии в обучении и воспитании.
В эксперименте принимало участие свыше 600 учителей и 10000 учеников, что свидетельствует о его масштабности.
По данным
исследований К.
Роджерса, у эмпатичных учителей учащиеся меньше пропускают занятия в учебном году, у них наблюдается больше личностной автономности, меньше физической и вербальной агрессии, более развитая «Я-концепция», более высокие академические успехи, меньше актов вандализма, меньше дисциплинарных проблем, большой рост творчества, более высокий уровень мышления.
Эмпатия важнейшая установка, свойство фасилитатора.
Фасилитатором,
т.е.
способствующим процессу личностного роста учения, общения может быть учитель, родитель, супруг.
К.
Роджерс рассматривает три установки учителяфасилитатора: первая описывается терминами «истинность» и «открытость» и предполагает открытость учителя своим собственным мыслям и переживаниям, способность открыто выражать и транслировать их учащимся; вторая «принятие», «доверие» представляет собой личностную уверенность учителя в возможностях и способностях учащихся; третья «эмпатическое понимание» видение учителем внутреннего мира ученика как бы его глазами.


[стр.,32]

Анализ научной литературы и наши собственные наблюдения за работой учителей показали, что чем выше их способность к фасилитации учения, тем более индивидуализированным и дифференцированным является их подход к учащимся, тем больше внимания они уделяют их переживаниям, чаще вступают с ними в диалоги, чаще сотрудничают с ними при планировании учебного процесса, чаще используют их мысли в своей работе, чаще улыбаются на уроке.
Акт эмпатии может состояться
только тогда, когда собеседник чувствует, что его понимают, видят, слышат.
Он это знает по мимике, пантомимике, жестам, по конкретным поступкам собеседника, партнера.
Созвучным этому пониманию К.
Роджерса являются подходы отечественных психологов А.К.
Марковой и Л.П.
Стрелковой.
А.К.
Маркова выделяет рациональную эмпатию («я вас понимаю») ; эмоциональную эмпатию («я вам сочувствую»); действенную эмпатию («я вам помогу»); опережающую эмпатию («я могу вам помочь») (126).
Л.П.
Стрелкова рассматривает эмпатию в единстве и взаимопереходах «сопереживания», «сочувствия», «содействия», как особых ступеней ее генезиса.
Данную модель мы принимаем за исходную.
В выступлениях К.
Роджерса по проблемам творчества эмпатия характеризовалась как одно из необходимых условий творческой деятельности.
Однако в его работах мы не обнаружили теоретического, философско-педагогического объяснения, почему эмпатия необходима для творческого акта.
Наличие эмпатической способности как необходимого условия творчества зафиксировано в качестве эмпирической закономерности .
32

[Back]