Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 30]

чеством (Aronfreed J.) другие врожденным, генетически зафиксированным результатом естественного отбора (Camdell D., Hamilton W.), в одинаковой степени присущим животным и человеку.
Отметим установки, объединяющие эти точки зрения: альтруизм является самостоятельным мотивом поведения;
этот мотив отличается от обычных мотивов, основанных на личной выгоде.
Как видим, одна из интерпретаций феномена альтруизма апеллирует к наличию особых альтруистических норм.
Лидс выделяет «требование отдавать», Л.
Беркович, Р.

Данэльс «норму социальной ответственности», согласно которой, «если другой зависит от тебя в достижении своей цели, ты должен помогать ему».
Оценивая рассмотренные работы в целом, следует подчеркнуть, что феномен альтруистического поведения по-разному трактуется представителями разных теоретических направлений.
Так, бихевиористы утверждают, что альтруистический мотив есть не что иное, как эмпатически возникающий, «когнитивно-предвосхищаемый» эгоистический мотив.
«Научение альтруизму происходит по типу обычного обусловливания и в принципе не отличается от других видов научения» (224).
Психоаналитически настроенные исследователи рассматривают феномен альтруизма как попытку человека путем бескорыстного поступка редуцировать присущее ему «чувство вины» перед другими (122, 224).
Наконец, представители интеллектуалистского направления интерпретируют альтруизм как результат формирования интеллектуальных операций, как децентрацию индивида.
В понимании сущности данного феномена мы придерживаемся взглядов Е.В.
Субботского, который полагает, что независимость альтруистический мотив получает лишь тогда, когда развитие мотивации
[стр. 34]

чувствуя, что эмпатия пробуждает альтруизм, люди порою стараются избегать ситуаций, вызывающих эмпатию, чтобы бьша возможность уйти от чрезмерного включения в них» (122, с.593).
Как видим, эмпатия тесно связана с альтруистическим поведением.
Понятие «альтруистическое поведение» нам необходимо для уточнения характеристики деятельностного компонента структуры эмпатии.
Рассмотрим сущность данного феномена подробнее.
В последнее десятилетие появилось большое, непрерывно возрастающее число экспериментальнопсихологических исследований альтруизма.
Наличие элементов альтруизма, бескорыстия в поведении человека ставит серьёзные проблемы перед такими теоретическими направлениями как психоанализ и бихевиоризм, объяснительная сила которых основана на априорном признании корыстной человеческой 'природы (224).
С другой стороны, конкретные исследования истоков и психологических механизмов альтруизма открывают возможность влиять на такие трудноуправляемые процессы, как моральное воспитание, общественная поддержка и взаимопомощь в экстремальных ситуациях и т.д.
Термин «альтруистическое поведение» определяется поразному: «это любовь и забота о других, стремление к благополучию других при отсутствии выгоды для себя» (Bryan J.H.
Sawjer J.).
Одни считают альтруизм специфическим человеческим, общественно формируемым качеством (Aronfreed J.) , другие врожденным, генетически зафиксированным результатом естественного отбора (Camdell D., Hamilton W.)f в одинаковой степени присущим животным и человеку.
Отметим установки, объединяющие эти точки зрения: альтруизм является самостоятельным мотивом поведения;
34

[стр.,35]

этот мотив отличается от обычных мотивов, основанных •на личной выгоде.
Как видим, одна из интерпретаций феномена альтруизма апеллирует к наличию особых альтруистических норм.
Лидс выделяет «требование отдавать», Л.
Беркович, Р.

Даниэльс «норму социальной ответственности», согласно которой, «если другой зависит от тебя в достижении своей цели, ты должен помогать ему».
Оценивая рассмотренные работы в целом, следует подчеркнуть, что феномен альтруистического поведения поразному трактуется представителями разных теоретических направлений.
Так, бихевиористы утверждают, что альтруистический мотив есть не что иное, как эмпатически возникающий, «когнитивно-предвосхищаемый» эгоистический мотив..
«Научение альтруизму происходит по типу обычного обусловливания и в принципе не отличается от других видов научения» (224).
Психоаналитически настроенные исследователи рассматривают феномен альтруизма как попытку человека путем бескорыстного поступка редуцировать присущее ему «чувство вины» перед другими (122, 224).
Наконец, представители интеллектуалистского направления интерпретируют альтруизм как результат формирования интеллектуальных операций, как децентрацию индивида.
В понимании сущности данного феномена мы придерживаемся взглядов Е.В.
Субботского, который полагает, что независимость альтруистический мотив получает лишь тогда, когда развитие мотивации
рассматривается не как непосредственное отделение одних мотивов от других (так, в рамках бихевиоризма альтруистический мотив выделяется из эгоисти

[Back]