Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 36]

Козлова) и выражает комплексную способность: последовательно выражать эмпатичсское понимание другого в речи или действии; способе ность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого (66).
Т.
Мерри определяет конгруэнтность как «такое состояние бытия», в котором мы наиболее свободны и аутентичны в качестве самих себя и не испытываем потребности в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, например, за маской или ролью эксперта.
Конгруэнтность там, где наши внутренние чувства и переживания точно отражаются
нашим поведением, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле (155).
Понятие конгруэнтности было введено
К.
Роджерсом при описании условий успешного психотерапевтического процесса (или успешного процесса общения вообще).
Конгруэнтность это, в первую очередь, способность человека приходить в контакт с собственными чувствами и способность их искренне выражать.
Например, конгруэнтность учителя означает, что тот способен «предстать перед учениками, как реальный человек, со своими сложностями, со своим хорошим или плохим настроением, со своими эмоциями по поводу того, что делается в классе».
Учитель прежде всего, человек, и какой-нибудь поступок ученика может так обидеть его, что у него совсем не будет желания понимать его в данной ситуации.
Более конструктивно в такой ситуации это остаться реальным, чем псевдоэмпатичным, надевшим маску либо спокойствия, либо заботы (190,191).
Результат наблюдений показывает, что учащиеся более доверяют, способны делиться своими проблемами и трудностями скорее с теми учителями, которые умеют искренне выражать свои чувства, в том числе, и негативные, устанавливать контакт, как с состоянием ученика, так и со своим собственным эмоциональным состоянием.
[стр. 41]

P0CC**C*ä5 .
IЛ1 ffeCfflu« 'SEHl«* 1 41 46Л *0Т £У 1Г^ наиболее целесообразный из них (когнитивный компонент) и осуществить его (поведенческий компонент).
Необходимость в педагогической эмпатии возникает в тех случаях, когда надо выявить, понять, предвосхитить индивидуальные особенности учащегося и затем воздействовать на него в нужном направлении.
Педагогическая эмпатия позволяет постичь сущность ученика, уловить тайные движения его души, суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или апатий, причины лжи или искренности, замкнутости или развязанности.
В таком смысле эмпатия ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности.
Нами выделено ЧЕТВЕРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в исследовании эмпатии, представители которого вводят специальный термин «конгруэнтная эмпатия», который, по их мнению, дает возможность более однозначного понимания эмпатии (Ю.Б.
Гиппенрейтер, Т.Д.
Карягина, Е.Н.
Козлова) и выражает комплексную способность: последовательно выражать
эмпатическое понимание другого в речи или действии; способность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого (66) .
Т.
Мерри определяет конгруэнтность как «такое состояние бытия», в котором мы наиболее свободны и аутентичны в качестве самих себя и не испытываем потребности в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, например, за маской или ролью эксперта.
Конгруэнтность там, где наши внутренние чувства и переживания точно отражаются
наштл поведением, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле (155).
Понятие конгруэнтности было вве


[стр.,42]

деногК.
Роджерсом при описании условий успешного психотерапевтического процесса (или успешного процесса общения вообще).
Конгруэнтность это, в первую очередь, способность человека приходить в контакт с собственными чувствами и способность их искренне выражать.
Например, конгруэнтность учителя означает, что тот способен «предстать перед учениками, как реальный человек, со своими сложностями, со своим хорошим или плохим настроением, со своими эмоциями по поводу того, что делается в классе».
Учитель прежде всего, человек, и какой-нибудь поступок ученика м о жет так обидеть его, что у него совсем не будет желания понимать его в данной ситуации.
Более конструктивно в такой ситуации это остаться реальным, чем псевдоэмпатичным, надевшим маску либо спокойствия, либо заботы (190, 191) .
Результат наблюдений показывает, что учащиеся более доверяют, способны делиться своими проблемами и трудностями скорее с теми учителями, которые умеют искренне выражать свои чувства, в том числе, и негативные, устанавливать контакт, как с состоянием ученика, так и со своим собственным эмоциональным состоянием.

Идеи гуманистической психологии все больше проникают в отечественную педагогику, однако, пережитки авторитарного стиля советской педагогики приводят к тому, что в практике чаще всего встречается феномен псевдоэмпатии.
К такому выводу приходит Ю.Б.Гиппенрейтер.
Этот феномен чаще всего наблюдается у школьных учителей (до 78 %) (66).
Например, учитель наказывает ребенка за шалости, которые безобидны и в глубине души ему симпатичны.
Он присоединяется к несправедливому, с его точки зрения, наказанию,

[стр.,43]

исходящему от завуча, директора, другого учителя.
Он понимает ребенка душой, но в действиях это понимание не проявляет.
Или, когда учитель раздражен и даже разгневан на ' 1f : ученика, но старается быть «понимающим», так как боится, что выражение его отрицательных чувств нарушит контакт.
Исследователи Ю.Б.
Гипленрейтер, Т.Д.
Карягина, Е.Н.
Козлова сочли необходимым ввести специальный термин, который бы, по их мнению, давал возможность более однозначного понимания эмпатии, эмпатии в истинном смысле.
Таким термином, на их взгляд, может быть термин «конгруэнтная эмпатия», обозначающий комплексную способность: а) последовательно выражать эмпатическое понимание другого в речи или в действии; б) способность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого (бб).
Однако существует и другое мнение.
С точки зрения А.Б.
Орлова и М.А.
Хазановой, жесткое соотношение, сращивание эмпатии и конгруэнтности ошибочны, поскольку это разные феномены.
В случае эмпатии речь идет о сопереживании эмоциональному состоянию другого человека, а в случае конгруэнтности о переживании своих собственных чувств, об их открытости себе и другим людям.
Они рассматривают конгруэнтность как процесс безоценочного осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием и выражением в поведении способом, не травмирующим других лю

[Back]