Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 38]

чувств, об их открытости себе и другим людям.
Они рассматривают конгруэнтность как процесс безоценочного осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием и выражением в поведении способом, не травмирующим других людей
(155).
Придерживаясь точки зрения Ю.Б.
Гиппенрейтер и ее учеников, мы рассматриваем феномен конгруэнтной эмпатии как процесс перенастройки внутреннего состояния человека, основная цель которого добиться созвучия с соответствующим состоянием собеседника.
«• Анализ вышеизложенного материала позволил выделить следующие наиболее встречающиеся определения эмпатии: процесс вчувствования (Г.
Салливен, П.
Фресс, Т.П.
Гаврилова и др.); способность людей воспринимать друг друга, предсказывать их действия (Р.
Даймонд); способность принять роль другого человека (Джон Мид); процесс идентификации с другой личностью, т.е.
процесс моделирования «Я» по личности «другого» (С.
Маркус); способность передавать партнеру понимание его переживаний через коммуникативные умения и навыки (Д.
Майерс, К.
Роджерс, Н.
Роджерс, С.
Труакс, Л.
В.
Стрелкова, И.М.
Юсупов и др.); * способность к конгруэнтному поведению, т.е.

умению гибко переключаться от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого (Ю.Б.
Гиппенрейтер и др.).
В результате анализа понятий «эмпатия», «педагогическая эмпатия» в отечественной и зарубежной философской, психологической и педагогической литературе мы пришли к выводу о том, что педагогическая эмпатия это одна из определяющих характеристик личности учителя, выражающая
способность к последовательному проявлению понимания внутреннего мира человека в речи или в действии (учащегося,
[стр. 41]

P0CC**C*ä5 .
IЛ1 ffeCfflu« 'SEHl«* 1 41 46Л *0Т £У 1Г^ наиболее целесообразный из них (когнитивный компонент) и осуществить его (поведенческий компонент).
Необходимость в педагогической эмпатии возникает в тех случаях, когда надо выявить, понять, предвосхитить индивидуальные особенности учащегося и затем воздействовать на него в нужном направлении.
Педагогическая эмпатия позволяет постичь сущность ученика, уловить тайные движения его души, суть мотивов и смысл поступков, источники интересов или апатий, причины лжи или искренности, замкнутости или развязанности.
В таком смысле эмпатия ценнейшее орудие познания человеческой индивидуальности.
Нами выделено ЧЕТВЕРТОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в исследовании эмпатии, представители которого вводят специальный термин «конгруэнтная эмпатия», который, по их мнению, дает возможность более однозначного понимания эмпатии (Ю.Б.
Гиппенрейтер, Т.Д.
Карягина, Е.Н.
Козлова) и выражает комплексную способность: последовательно выражать эмпатическое понимание другого в речи или действии; способность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого (66) .
Т.
Мерри определяет конгруэнтность как «такое состояние бытия», в котором мы наиболее свободны и аутентичны в качестве самих себя и не испытываем потребности в том, чтобы предъявлять фасад, прятать себя, например, за маской или ролью эксперта.
Конгруэнтность там, где наши внутренние чувства и переживания точно отражаются наштл поведением, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле (155).
Понятие конгруэнтности было вве

[стр.,43]

исходящему от завуча, директора, другого учителя.
Он понимает ребенка душой, но в действиях это понимание не проявляет.
Или, когда учитель раздражен и даже разгневан на ' 1f : ученика, но старается быть «понимающим», так как боится, что выражение его отрицательных чувств нарушит контакт.
Исследователи Ю.Б.
Гипленрейтер, Т.Д.
Карягина, Е.Н.
Козлова сочли необходимым ввести специальный термин, который бы, по их мнению, давал возможность более однозначного понимания эмпатии, эмпатии в истинном смысле.
Таким термином, на их взгляд, может быть термин «конгруэнтная эмпатия», обозначающий комплексную способность: а) последовательно выражать эмпатическое понимание другого в речи или в действии; б) способность к гибкому переключению от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого (бб).
Однако существует и другое мнение.
С точки зрения А.Б.
Орлова и М.А.
Хазановой, жесткое соотношение, сращивание эмпатии и конгруэнтности ошибочны, поскольку это разные феномены.
В случае эмпатии речь идет о сопереживании эмоциональному состоянию другого человека, а в случае конгруэнтности о переживании своих собственных чувств, об их открытости себе и другим людям.
Они рассматривают конгруэнтность как процесс безоценочного осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием и выражением в поведении способом, не травмирующим других лю


[стр.,44]

Придерживаясь точки зрения Ю.Б.
Гиппеырейтер и ее учеников, мы рассматриваем феномен конгруэнтной эмпатии как процесс перенастройки внутреннего состояния человека, основная цель которого добиться созвучия с соответствующим состоянием собеседника.
Анализ вышеизложенного материала позволил выделить следующие наиболее встречающиеся определения эмпатии: процесс вчувствования (Г.
Салливен, П.
Фресс, Т.П.
Гаврилова и д р .); способность людей воспринимать друг друга, предсказывать их действия Р.
Даймонд); способность принять роль другого человека (Джон Мид) ; процесс идентификации с другой личностью, т.е.
процесс моделирования «Я» по личности «другого» (С.
Маркус); способность передавать партнеру понимание его переживаний через коммуникативные умения и навыки (Д.
Майерс, К.
Роджерс, Н.
Роджерс, С.
Труакс, Л.В.
Стрелкова, И.М.
Юсупов и д р .); способность к конгруэнтному поведению, т.е.

умение гибко переключаться от состояния эмпатического понимания другого к искреннему выражению своих реальных чувств, в том числе отрицательных, без потери общего позитивного принятия другого (Ю.Б.
Гиппенрейтер и др.).
В результате анализа понятий «эмпатия», «педагогическая эмпатия» в отечественной и зарубежной философской, психологической и педагогической литературе мы пришли к выводу о том, что педагогическая эмпатия это одна из определяющих характеристик личности учителя, выражающая
процесс его внутренней душевной перенастройки на внутренний 44

[Back]