ности) на процесс познания и понимания человеком самого себя и других людей уЗ.Ф. Лукьянова, К.Д. Шафранская); от возрастания степени овладения деятельностью, уровня развития самосознания, уровня знаний, умений, навыков, уровня развития педколлектива и класса, с которым общается учитель (19). Б.Д. Парыгин считает, что о взаимопонимании можно говорить во многих и различных смыслах: при совпадении, сходстве или созвучии взглядов на мир и ценностных ориентаций, понимании индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях, при взаимном принятии самооценки своих возможностей и способностей, при принятии исполняемых по отношению друг к другу ролей. Такой подход позволяет не только уточнить само понятие, структуру взаимопонимания, но и дает возможность проникнуть во внутренние механизмы этого процесса, показать, что глубинной основой сочувствия, соучастия, сопереживания является способность к взаимному уподоблению, идентификации, а также предполагает совпадение или близкое сходство системы значений, регулирующих поведение человека (165). A.A. Бодалев в своей статье «Восприятие и понимание человека человеком» раскрывает сущность различных теорий, объясняющих понимание другого. Одной из таких теорий является теория заключения. Сторонники этой теории подчеркивают, что она дает возможность понять, почему люди лучше разбираются в тех, кто подобен им самим, почему широкий личный опыт переживаний и деятельности имеет существенное значчЛляе для правильного суждения о других людях (32). Заслуживает нашего внимания и работа американского психолога Гордона Олпорта, где он подчеркивает, что при понимании человека «не следует забывать, что другой подобен нам, но он личность». «...Другой, я знаю, более или менее «подобен мне», он тоже «сам». У него есть цели и мотивы (намного сложнее тех простых типов причинности, которые я приписываю другим объектам). У него ко мне трудно |
«Построив образ познаваемого человека на основе фиксирования характеристик его внешности, взаимодействующий с этим человеком субъект обычно не ограничивается таким знанием, он немедленно создает систему заключений об этом человеке, содержанием которых является констатация качеств, свидетельствующих о способности человека или выражающих его отношение к различным сторонам действительности, а также говорящих об его определенной социальной групповой принадлежности и т.п.» (34). Н.Е. Анкудинова, A.A. Бодалев, H.A. Горбовская, В.Н. Куницына, P.A. Максимова, В.Н. Панферов и др. установили, что знания о другом человеке, полнота, глубина, адекватность проникновения во внутренний мир другого зависят, прежде всего, от уровня сформированности человека как личности, как субъекта труда, познания и общения; от фактора половой принадлежности (A.A. Бодалев), от проблемы влияния дисморфофобии (преувеличенного представления о дефектах собственной внешности) на процесс познания и понимания человеком самого себя и других людей (З.Ф. Лукьянова, К.Д. Шафранская); от возрастания степени овладения деятельностью, уровня развития самосознания, уровня знаний, умений, навыков, уровня развития педколлектива и класса, с которым общается учитель (19). Б.Д. Парыгин считает, что о взаимопонимании можно говорить во многих и различных смыслах: при совпадении, сходстве или созвучии взглядов на мир и ценностных ориентаций, понимании индивидуальных особенностей друг друга, мотивов поведения в различных ситуациях, при взаимном принятии самооценки своих возможностей и способностей, при принятии исполняемых по отношению друг к другу ролей. Та кой подход позволяет не только уточнить само понятие и структуру взаимопонимания, но и дает возможность проникнуть во внутренние механизмы этого процесса, показать, что глубинной основой сочувствия, соучастия, сопереживания является способность к взаимному уподоблению, идентификации, а также предполагает совпадение или близкое сходство системы значений, регулирующих поведение человека (165). A.A. Бодалев в своей статье «Восприятие и понимание человека человеком» раскрывает сущность различных теорий, объясняющих понимание другого. Одной из таких теорий является ТЕОРИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ. Сторонники этой теории подчеркивают, что она дает возможность понять, почему люди лучше разбираются в тех, кто подобен им самим, почему широкий личный опыт переживаний и деятельности имеет существенное значение для правильного суждения о других людях (32). Заслуживает нашего внимания и работа американского психолога Гордона Олпорта, где он подчеркивает, что при понимании человека, «не следует забывать, что другой подобен нам, но он личность». «...Другой, я знаю, более или менее «подобен мне», он тоже «сам». У него есть цели и мотивы (намного сложнее тех простых типов причинности, которые я приписываю другим объектам). У него ко мне трудноуловимое отношение, которое устанавливается не так, как мои связи с вещами. Короче, мы никогда не воспринимаем человека, чтобы в то же самое время не видеть в нем, что он есть личность...». Представляется целесообразным проследить за условиями понимания человеком человека, которые изложены в работах В.В. Знакова. Все многообразие, выделенных в различных исследованиях условий понимания человеком человека можно, на 55 |