Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 49]

г терства учителя более зрелого возраста, проработавшие 15 и более лет (Березовин H.A., Коломинский Я.Л.).
5.
Рефлексия: осмысление субъектом того, как партнер понимает его.
Взаимопонимание требует не только
проникновения во внутренний мир другого человека, построения его модели, но и выдвижения гипотезы о том, каким образом этот человек отражает внутренний мир самого субъекта.
В ходе взаимного отражения участников совместной деятельности рефлексия является той обратной связью, которая способствует не только формированию стратегии поведения субъекта по отношению к партнерам, но и
коррекции его понимания особенностей их внутреннего мира.
Это ни в коем случае не означает, что для адекватного понимания партнера субъект должен отказаться от своей точки зрения на те качества личности, которые играют существенную роль в отражении партнерами объекта труда, постараться взглянуть на эти качества его глазами.
Эмпатическое понимание возникает как бы на стыке разных ценностносмысловых позиций.
Такое понимание не требует от субъекта отказа от своей точки зрения на качества личности партнеров и «вживания» в их представления о себе.
Это привело бы к дублированию, к возникновению точно таких же
в понимании качеств их личности, как у самих партнеров.
Межличностное понимание имеет творческий, а не дублирующий характер вследствие того, что субъект, не отказываясь от своей точки зрения, способен обнаружить в партнерах такие качества, которые они со своей позиции увидеть не могут.

6.
Предположение участника об отношении к нему партнеров.
Проведенные эксперименты показали, что испытуемые всегда в той или иной мере проявляют свое отношение к оцениваемому человеку (A.A.
Бодалев; см.
выше).
Результаты этих экспериментов подтверждают положение о
присущем человеческой психике единстве сознания и переживания: отражение действительности всегда преломляется через 49
[стр. 56]

его взгляд, обобщить в двух направлениях, которые автор называет мнемическими и целевыми.
Мнемические: человек понимает только то, что находит отклик в его памяти, для понимания всегда нужны некоторые предварительные знания о понимаемом.
Целевые человек обычно понимает то, что соответствует его прогнозам, гипотезам, целям.
Вслед за вышеназванным автором, назовем причины, от которых зависит понимание человеком человека: 1.
Антиципация возможных ситуаций, сопоставление разных точек зрения.
2.
Выбор своего угла зрения на объект, от которого во многом зависит, какой именно стороной поворачивается объект и какое объективное содержание (в понимании С.
JI.
Рубинштейна) извлекается человеком из взаимодействия с ним.
3.
Модель точек зрения партнеров.
4.
Прошлый опыт общения с партнерами длительность и частота контактов.
Оказывается, для правильной оценки партнеров общение должно быть не только длительным и, главное, не очень тесным.
В противном случае стремление к объективной оценке знаний человека подменяется неосознанным стремлением оценивающего выразить свое отношение к качествам оцениваемого (32) .
Поэтому, например, молодые учителя (до 5-ти лет педагогического стажа) нередко адекватнее и глубже понимают учеников, чем примерно равные им по уровню педагогического мастерства учителя более зрелого возраста, проработавшие 15 и более лет (Березовин H.A., Коломинский Я.Л.).
5.
Рефлексия: осмысление субъектом того, как партнер понимает его.
Взаимопонимание требует не только
проник56

[стр.,57]

новения во внутренний мир другого человека/ построения его модели/ но и выдвижения гипотезы о том, каким образом этот человек отражает внутренний мир самого субъекта.
В ходе взаимного отражения участников совместной деятельности рефлексия является той обратной связью/ которая способствует не только формированию стратегии поведения субъекта по отношению к партнерам/ но и
коррекцией его понимания особенностей их внутреннего мира.
Это ни в коем случае не означает, что для адекватного понимания партнера субъект должен отказаться от своей точки зрения на те качества личности, которые играют существенную роль в отражении партнерами объекта труда, постараться взглянуть на эти качества его глазами.
Эмпатическое понимание возникает как бы на стыке разных ценностно-смысловых позиций.
Такое понимание не требует от субъекта отказа от своей точки зрения на качества личности партнеров и «вживания» в их представления о себе.
Это привело бы к дублированию, к возникновению точно таких же
пониманий качеств их личности, как у самих партнеров.
Межличностное понимание имеет творческий, а не дублирующий характер вследствие того, что субъект, не отказываясь от своей точки зрения, способен обнаружить в партнерах такие качества, которые они со своей позиции увидеть не могут.

Предположение участника об отношении к нему партнеров.
Проведенные эксперименты показали, что испытуемые всегда в той или иной мере проявляют свое отношение к оцениваемому человеку (A.A.
Бодалев; см.
выше).
Результаты этих экспериментов подтверждают положение о


[стр.,58]

присущем человеческой психике единстве сознания и переживания: отражение действительности всегда преломляется через субъективное отношение к ней.
На это положение неоднократно указывали ведущие психологи А.Н.
Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн (119, 199).
7.
Оценка психологических качеств партнеров.
Юноши и девушки в слово «понимание» вкладывают различный смысл.
Юноши подчеркивают моменты объективного знания («понять человека значит хорошо знать его») или интеллектуального сходства («думать как он, иметь общие интересы») , а девушки делают акцент на «эмпатийных моментах сопереживании, сочувствии» (по: Кон И., 138).
К.
Роджерс также не раз подчеркивал значение умения понимать другого человека: «Я осознал огромную ценность того, что я позволяю себе понимать другого.
Наша первая реакция на высказывания других людей немедленная оценка или суждение, а не понимание.
Когда кто-то выражает свои чувства, убеждения или мнения, в нас возникает стремление оценить это как правильное, глупое, ненормальное, неразумное, неправильное...
Я увидел, как меня обогащает, когда люди передают мне свои чувства и образы.
Я бы хотел уменьшить барьеры между мной и другими людьми, чтобы они смогли, если им хочется, раскрыться более полно и тем самым обогатить меня (191, 192).
Как видим, установка на понимание человека это вчувствование в скрытый смысл его внутреннего состояния, отражаемое всеми невербальными средствами: интонацией, позой, жестами.
Необходимость в эмпатическом понимании возникает у учителя в тех случаях, когда надо выявить, понять, пред58

[Back]