Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 50]

субъективное отношение к ней.
На это положение неоднократно указывали ведущие психологи А.Н.
Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн (119, 199).
7.
Оценка психологических качеств партнеров.
Юноши и девушки в слово «понимание» вкладывают различный смысл.
Юноши подчеркивают моменты объективного знания («понять человека значит хорошо знать его») или интеллектуального сходства («думать как он, иметь общие интересы»), а девушки делают акцент на «эмпатийных моментах сопереживании, сочувствии» (по: Кон И., 138).
К, Роджерс также не раз подчеркивал значение умения понимать другого человека: «Я осознал огромную ценность того, что я позволяю себе понимать другого.
Наша первая реакция на высказывания других людей немедленная оценка или суждение, а не понимание.
Когда кто-то выражает свои чувства, убеждения или мнения, в нас возникает стремление оценить это как правильное, глупое, ненормальное, неразумное, неправильное...
Я увидел, как меня обогащает, когда люди передают мне свои чувства и образы.
Я бы хотел уменьшить барьеры между мной и другими людьми, чтобы они смогли, если им хочется, раскрыться более полно и тем самым обогатить
с меня (191, 192).
Как видим, установка на понимание человека это вчувствование в скрытый смысл его внутреннего состояния, отражаемое всеми невербальными средствами: интонацией, позой, жестами.
Необходимость в эмпатическом понимании возникает у учителя в тех случаях, когда надо выявить, понять,
предвосхитить индивидуальные особенности ученика и затем воздействовать на него в нужном направлении.
Без
глубокого постижения учащегося невозможно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для самореализации, побуждать к хорошим поступкам, убеждать быть дисциплинированным, понять причины и следствия, управляющие учеником, разгадать «механику» его самопроявлений поступков, отдельных реакций, состояний (38).
В педагогической практике часто случается,
[стр. 58]

присущем человеческой психике единстве сознания и переживания: отражение действительности всегда преломляется через субъективное отношение к ней.
На это положение неоднократно указывали ведущие психологи А.Н.
Леонтьев, С.Л.
Рубинштейн (119, 199).
7.
Оценка психологических качеств партнеров.
Юноши и девушки в слово «понимание» вкладывают различный смысл.
Юноши подчеркивают моменты объективного знания («понять человека значит хорошо знать его») или интеллектуального сходства («думать как он, иметь общие интересы») , а девушки делают акцент на «эмпатийных моментах сопереживании, сочувствии» (по: Кон И., 138).
К.
Роджерс также не раз подчеркивал значение умения понимать другого человека: «Я осознал огромную ценность того, что я позволяю себе понимать другого.
Наша первая реакция на высказывания других людей немедленная оценка или суждение, а не понимание.
Когда кто-то выражает свои чувства, убеждения или мнения, в нас возникает стремление оценить это как правильное, глупое, ненормальное, неразумное, неправильное...
Я увидел, как меня обогащает, когда люди передают мне свои чувства и образы.
Я бы хотел уменьшить барьеры между мной и другими людьми, чтобы они смогли, если им хочется, раскрыться более полно и тем самым обогатить
меня (191, 192).
Как видим, установка на понимание человека это вчувствование в скрытый смысл его внутреннего состояния, отражаемое всеми невербальными средствами: интонацией, позой, жестами.
Необходимость в эмпатическом понимании возникает у учителя в тех случаях, когда надо выявить, понять,
пред58

[стр.,59]

восхитить индивидуальные особенности ученика и затем воздействовать на него в нужном направлении.
Без
«глубинного» постижения учащегося невозможно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для самореализации, побуждать к хорошим поступкам, убеждать быть дисциплинированным, понять причины и следствия, управляющие учеником, разгадать «механику» его самопроявлений поступков, отдельных реакций, состояний (38).
В педагогической практике часто случается,
что ни формальная логика, ни профессиональные знания, ни воспоминания о типичном и подобном не позволяют понять и упредить индивидуальность учащегося.
Понять, постичь причины и следствия самопроявлений учащихся означает понять, почему, когда, для чего он: это делает, говорит, воспринимает.
Таким образом, когнитивный компонент включает в себя: понимание эмоционального состояния другого человека через осознание собственных переживаний, перевоплощение, интроекцию; активное эмпатическое слушание, отличающееся вживанием во внутренний мир, в эмоциональное состояние партнера; рефлексия, как осознание субъектом того, как партнер его понимает.
Из перечисленных блоков выделим в качестве первого показателя когнитивного компонента эмпатии понимание эмоционального состояния другого человека через осознание собственных переживаний, перевоплощение, интроекцию.
Однако это умение невозможно приобрести без навыка слышать партнера, именно слышать, а не просто слушать, отмечая не только сказанное, но и то, как это сказано.
Не

[Back]