Проверяемый текст
Веденеева, Лариса Владимировна; Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса (Диссертация 2001)
[стр. 65]

поведение могут быть перенесены субъектом из связи «Я сам» в сферу «Я другой человек» (241).
Анализ психологической и педагогической литературы, а также наше исследование и собственный педагогический опыт
привели к выводу.
что необходимыми условиями развития эмпатии у будущих учителей являются: создание атмосферы, обеспечивающей принятие личностью себя и другого человека и раскрепощение эмоциональнорефлексивной сферы будущего педагога, которое позволило бы быть чувствительным к переживаниям других.
Этому способствует
постановка эмпатийной речи на занятия филологического цикла, ее анализ.
В ходе^оаботы каждый из участников вступает в активное взаимодействие с другими членами группы.
Этот процесс общения стимулируется специально разработанными и взаимосвязанными упражнениями: вербальными и невербальными, упражнениями в парах, ролевыми играми, элементами психодрамы,
групповыми проблемными дискуссиями.
На всех стадиях работы присутствует самоанализ, без которого невозможно совершенствование любого вида деятельности.
По ходу работы вводится необходимая для осмысления терминология, теоретические схемы анализа, которые воспринимаются участниками как необходимые и сразу же апробируются действием.
На всех этапах присутствует внешне незаметный, но чрезвычайно важный для осмысления происходящего комментарий ведущего, порой переходящий в эмоционально насыщенный богатыми метафорами «нравственные проповеди».
Они помогают эмоциональному восприятию вместо привычного рационального усвоения нравственных понятий.
Важным средством являются художественная литература и искусство, которые опосредствуют центральный, ключевой элемент акта регуляции поведения, перебор человеком различных ценностей, норм, поведения и выбор среди них тех, которые он берет для собственного пользования и которыми он будет руководствоваться.
Искусство и ху
[стр. 84]

нии людей коммуникативных профессий (H.H.
Богомолова, Ю.Н.
Емельянов, В.И.
Рыбальский, Г.А.
Ковалев, Т.С.
Яценко).
В ходе сенситивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
Сенситивный тренинг способствовал повышению самопонимания и понимания других (участник:и часто меняют даже устоявшиеся стереотипы восприятия); чувственному пониманию групповых процессов, познанию локальной культуры, развитию ряда поведенческих навыков.
В ходе тренинговых занятий используются методы проективных рисунков, разыгрывания ролевых ситуаций.
В основе общения выделяются такие моменты, как «зондирование» (59), взаимопонимание, сопереживание, что способствует развитию педагогической наблюдательности, воображения, осознанию условий эмпатического понимания человека, т.е.
содействует формированию профессионально значимых качеств.
Необходимо отметить, что в ходе таких занятий неуместны преподавательские оценки, а также «некий учительский стиль поведения с особой менторской манерой», отсутствием индивидуальных проявлений личности (253, с.68).
Предпочтительней коллективный анализ любого варианта операционного решения.
Воспитательная задача будет выполнена, если будут созданы такие условия, при которых эмпатийные переживания и помогающее поведение могут быть перенесены субъектом из связи «Я сам» в сферу «Я -другой человек» (241).
Анализ психологической и педагогической литературы, а также наше исследование и собственный педагогический опыт


[стр.,85]

привели к выводу, что необходимыми условиями развития эмпатии у будущих учителей являются: создание атмосферы, обеспечивающей принятие личностью себя и другого человека и раскрепощение эмоционально-рефлексивной сферы будущего педагога, которое позволило бы быть чувствительным к переживаниям других.
Этому способствует
работа по самопознанию будущих учителей и разрешению собственных психологических проблем.
При помощи такого средства как педагогически ориентированный тренинг самосознания осуществлялась отработка в специально создаваемых ситуациях умений эмпатического общения в практике занятий.
Одна из технологий педагогически-ориентированного тренинга описана в исследованиях Н.Г.
Осуховой и с успехом применяется в нашей работе.
Этот тренинг снимает уровень эмоциональной напряженности, неуверенность, раздражительность, чувство тщетности своих усилий, дает опыт понимания человека.
Самосознание это ядро личности, регулятор, который на невидимых весах поддерживает равновесие, согласует два «я», а отсюда равновесие между человеком и средой, индивидом и обществом (216, с.280).
Путь к личности лежит через его самосознание, а основные источники формирования установок заложены в личном жизненном опыте индивида, в отношениях окружающих, в сопоставлении, в чувствах, в переживаниях .
В ходе тренинга каждый из участников вступает в активное взаимодействие с другими членами группы.
Этот процесс общения стимулируется специально разработанными и взаимосвязанными упражнениями: вербальными и невербальными, упражнениями в парах, ролевыми играми, элементами психодра


[стр.,86]

мы, групповыми проблемными дискуссиями.
На всех стадиях работы присутствует самоанализ, без которого невозможно совершенствование любого вида деятельности.
По ходу работы вводится необходимая для осмысления терминология, теоретические схемы анализа, которые воспринимаются участниками как необходимые и сразу же апробируются действием.
На всех этапах присутствует внешне незаметный, но чрезвычайно важный для осмысления происходящего комментарий ведущего, порой переходящий в эмоционально насыщенный богатыми метафорами «нравственные проповеди».
Они помогают эмоциональному восприятию вместо привычного рационального усвоения нравственных понятий.
Важным средством являются художественная литература и искусство, которые опосредствуют центральный, ключевой элемент акта регуляции поведения, перебор человеком различных ценностей, норм, поведения и выбор среди них тех, которые он берет для собственного пользования и которыми он будет руководствоваться.
Искусство и художественная
л и тература вносят в этот акт регуляции поведения элементы управления и социализации (27, 28).
Эмоциональные состояния, которые испытывают при чтении художественной литературы, всеми отечественными и зарубежными исследователями рассматриваются в рамках единой проблемы эмпатии.
Художественный образ выступает как мерка, эталон не реальных предметов и явлений, а воображаемых, носящих особый, художественно условный характер, облеченный в форму и обозначает он не истину, а ценность.
Ценность в искусстве обозначена не понятием, а чувственным образом единичного конкретного явления и должна обязательно выступать как оценка эмоциональная (27) .
Реципиент ху

[Back]